ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Костюмы Руси XVI — XVII столетия


На Руси со времен татарского ига на коротко остриженной голове обычно носили тафьи, в XVI веке не снимавшиеся даже в церкви, несмотря на порицания митрополита Филиппа. Поверх тафьи надевали шапки: у простонародья — из войлока, поярка, сукманины, у людей богатых — из тонкого сукна и бархата. Кроме шапок в виде клобуков (древнейший покрой их в России фигуры 7 и 13) носились треухи, мурмолки и горлатные шапки. Треухи — шапки с тремя лопастями — носились мужчинами и женщинами, причем у последних из-под треуха обычно виднелись подзатыльники, унизанные жемчугом. Мурмолки — высокие шапки с плоской, на голове расширявшейся тульей из бархата или парчи, с меловой лопастью в виде отворотов.

Костюмы Руси XIV и XV века

Костюмы допетровской Руси

Шапки горлатные делались вышиной в локоть, кверху шире, а к голове уже; они обшивались лисьим, куньим или собольим мехом от горла, откуда их название (фигура 12); простонародье их не имело права носить. На ногах носили полусапожки или сапоги из красного или желтого сафьяна, шитые золотом или серебром (фигуры 7 и 15); женщины носили высокие каблуки, сильно затруднявшие хождение. Ожерелья были иногда с наплечниками, иногда стоячие (фигура 13), пришивавшиеся к зипуну — узкой шелковой одежде вроде кафтана. К кафтану иногда, особенно часто в XVII столетии, прицеплялся козырь (фигура 17) — высокий стоячий воротник, закрывавший весь затылок; он делался из атласа и бархата, вышивался серебром и золотом и составлял один из первых предметов щегольства; от него ведет начало выражение: "ходить козырем".



Женщины поверх белой или красной рубашки с пристегнутыми к рукавам вышитыми запястьями надевали длинный шелковый летник, застегивавшийся до горла, с длинными рукавами с вошвами (то есть золотым шитьем и жемчугом) и с пристегнутым воротом или ожерельем. Верхней выходной женской одеждой был длинный суконный опашень, с частыми пуговицами, украшенный по краям шелковым или золотым шитьем, причем длинные рукава опашня висели, а руки продевались в особые разрезы; все это покрывалось душегреями или телогреями и шубами. Телогреи, если надевались через голову, назывались накладными. На голове носился убрус, с начельником (то есть налобником), на который царицы надевали венец (фигура 14). Замужние женщины должны были непременно прикрывать свои волосы и потому дома носили на голове волосники или повойники и повязывались еще платком, а при выезде из дома надевали богато украшенную кику или кокошник.

Костюмы Руси XV и XVI века

Костюмы Руси XV — XVI столетия

Девицы на Руси носили на голове широкую вышитую повязку (венчик), с широкими лентами позади (фигура 18); на той же фигуре представлена и древнерусская муфта — рукав, шитый мехом внутрь и с меховой опушкой. Зимой женщины при выходе из дома надевали меховые шапки или покрывали свой головной убор платком (фигура 11). Мужчины и женщины любили украшать себя шейными цепями, серьгами, кольцами и т.п. Дорогие шелковые и парчовые одежды, украшенные золотыми и драгоценными камнями, надевались лишь изредка, в торжественных случаях; их тщательно берегли и передавали из поколения в поколение, так как обычай часто сменять покрой одежды в допетровской Руси был неизвестен. Дома и богатые бояре носили одежду из простых, недорогих материй.

Костюмы Руси XVI и XVII века

Костюмы Руси XVI — XVII столетия

Простолюдины в то время носили костюм, в почти неизмененном виде сохранившийся до нашего времени. Их одеждой были холщовая рубаха и штаны, а в холодное время, кроме того, серый суконный кафтан (сермяга), до колен длиной, и овчинный тулуп; на голове войлочная шапка, а зимой — меховая, на ногах лапти или кожаные сапоги. Недалеко ушел от общего типа костюма восточных кочевников костюм низших воинов древней Руси, сражавшихся "лучным боем"; они были одеты в кожухи (упоминаются еще в "Слове о Полку Игореве") или полушубки и носили войлочные шапки. Более близкие к Западу, имевшие отношение и к Польше воеводы и городские люди носили костюм, напоминающий польский. С реформ Петра Великого в самом конце XVII века и начале XVIII столетия начинается появление в России платья европейского покроя; немецкий костюм его эпохи (фигура 20) ничем не отличался от современных ему воинских костюмов Западной Европы, все различие которых состояло в изменении цвета сукна, знаках отличий и т.д. Превосходная коллекция костюмов разных народов, обитающих в России, собрана в московском дашковском этнографическом музее.

Костюмы допетровской Руси →



При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .

Великие женщины XX века






Copyright 2011-2017 © SBL