Что нужно драматическому писателю? Философию, бесстрастие, государственные мысли историка, догадливость, живость воображения. Никакого предрассудка любимой мысли. Свобода.
А. С. Пушкин
«Я, помнится, шел по мягкому ковру солдатского сукна вокруг чего-то, что, как мне казалось, было внутренней стеной зрительного зала, и очень много народу вокруг сновало. Начинался сезон.
И я шел по беззвучному сукну и пришел в кабинет, чрезвычайно приятно обставленный, где застал пожилого приятного человека с бритым лицом и веселыми глазами. Это и был заведующий приемом пьес Антон Антонович Княжевич. Над письменным столом Княжевича висела яркая, радостная картинка.., помнится, занавес на ней был с пунцовыми кистями, а за занавесом бледно-зеленый веселый сад...»
Так в своем известном «Театральном романе» – ироническом и грустном повествовании о многих мытарствах и злоключениях некоего драматурга Максудова – описывает Михаил Афанасьевич Булгаков первый день, «явление первое» своего героя в манящем и загадочном мире театра.
И пусть Максудов – лицо вымышленное, и пьесы его «Черный снег» никогда не существовало, и должности – «заведующий приемом пьес» нет (есть завлит – заведующий литературной частью), день, который пережил и запомнил булгаковский герой, обязательно был в жизни каждого театрального автора.
Драматург Булгаков Михаил Афанасьевич
И у великих и у малых драматургов был этот незабываемый день первой встречи с театром, когда восхищало и завораживало все: тишина и полумрак пустынных в дневные часы фойе и коридоров, неслышный шаг встречных, особенные, значительные в восприятии новичка лица людей театра, таинственность и смутность звуков из-за плотно притворенных дверей зрительного зала. (Там невидимая постороннему глазу, загадочная, сложная совершалась репетиционная работа.) История нашего театра хранит множество свидетельств подобных встреч – нередко драматических, иногда счастливых, подчас смешных.
Далее ► Драматургия 19 века
Главная ► Мода и история театра