История моды маски куклы костюма

Билль-Белоцерковский и театр

Первое послеоктябрьское поколение драматургов – В. Билль-Белоцерковский, Вс. Иванов, Л. Сейфуллина, Вс. Вишневский, А. Афиногенов, Н. Погодин и многие, многие другие принесли на театральные подмостки богатство своих человеческих, гражданских, художнических биографий.

...Владимир Билль-Белоцерковский. Старший из послеоктябрьского поколения советских драматургов. Когда началась революция, ему было тридцать два года. Его пьеса «Шторм», первоначально называвшаяся страшным и кратким словом «Тиф», вошла в историю советского театрального искусства. Пьеса говорила о тяжком труде революционных будней, о невыносимом напряжении борьбы на внешних и внутренних фронтах молодой Советской республики, о подвиге миллионов революционных бойцов, оставшихся безымянными и совершивших великое общее дело. Председатель уко-ма, матрос Братишка, женщина – редактор газеты... Большинству из своих героев драматург не дал имен и фамилий. Поступил так намеренно, подчеркивая типичность и множественность подобных судеб.

Билль-Белоцерковский Спектакль Шторм
Драматург Билль-Белоцерковский В. Н.
Сцена из спектакля «Шторм».

Брат революционера, участвовавшего в восстании лейтенанта Шмидта, матрос-скиталец, видевший целый мир, Билль-Белоцерковский в предреволюционные годы оказался политэмигрантом в Америке. На долгие шесть лет растянулась встреча с «капиталистическим раем». Менялись профессии – землекопа, кочегара, мойщика окон на небоскребах, уборщика отелей, безработного... Там, в Америке, с огромной силой испытал будущий драматург гнев трудящегося человека и бесчеловечность капитализма. Там участвовал в первых классовых битвах, в «голодном марше» из Лос-Анжелеса в Сан-Франциско. Когда он спросил соседа по колонне: «Ты кто по национальности?», в ответ прозвучало полное достоинства: «По национальности я – рабочий!» Это были для Белоцерковского первые уроки интернационализма. Возникало волнующее и грозное, чистое и сильное ощущение пролетарского братства.

Он пытался писать и в Америке, но – безуспешно. Нужно было вернуться на Родину – в революционную Россию, нужно было войти в жизнь, похожую на «кипящий котел», увидеть октябрьские дни в Москве, чтобы драматург родился!

Белоцерковский был членом исполкома Московского Совета от 56-го революционного полка, делегатом III съезда Советов и слышал, как Я. М. Свердлов зачитывал Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

Он видел и слышал на съезде В. И. Ленина, воевал на фронтах гражданской войны. Был членом Военно-революционного штаба на большой железнодорожной станции Бологое, председателем горкома партии в Симбирске. Тогда он просто жил, как многие его товарищи-коммунисты, работал, сражался, не думая о себе. Он не знал еще, что в эти месяцы и дни начиналась его первая пьеса, его драматургия. И только потом подытожил: «Шторм» – это моя жизнь в Симбирске, а его герои – люди, которые меня окружали».

Далее ► Всеволод Иванов и театр

Главная ► Мода и история театра