История моды маски куклы костюма

Традиции советского театра

Есть пьесы авантюрно-приключенческого жанра, в которых события нагнетаются, наслаиваются одно на другое, закручивается спираль внешнего сюжета. Но в принципе органические свойства драмы, как утверждал В. Г. Белинский, «простота, немногосложность и единство действия». В ней (драме) все должно быть направлено к одной цели. Главнейшее выразительное средство – слово. («Оно порой бывает действеннее физического действия», – замечал известный теоретик драмы В. Волькенштейн.)

Театровед Марков Павел Александрович
Театровед Марков Павел Александрович,
автор текста о традиции советского театра.

Выразительная, ясная, легкая в произношении и восприятии речь героев не может состоять из громоздких периодов, сложных грамматических оборотов. Она не должна быть литературно-книжной, бесстрастно теоретизирующей, заполненной научными и профессиональными терминами. Работа драматурга над словом заключается еще и в том, чтобы изымать из диалогов, монологов героев все то, что человек в обыденной речи не может произнести. Традиционная работа драматурга для театра над словом конечной целью имеет то, чтобы в речевой характеристике персонажа соединить индивидуальность, неповторимость личности, приметы времени, особенности социальной, бытовой, исторической среды.

Антон Павлович Чехов первым показал возможность выразительнейшего сочетания обыкновенных, обыденных слов, произносимых героями, и глубокого, сложного социального, философского, эмоционального подтекста. Чеховская форма диалога, насыщенного огромным внутренним содержанием, говорящим неизмеримо больше того, что непосредственно заключено в словах, наиболее распространена сегодня в современной драматургии.

Автор, литератор учится у жизни многообразию, многоцветности, сложности характеров и ситуаций. А у кого он учится трудной технике драматического письма? Прежде всего у классиков – Пушкина, Гоголя, Грибоедова, Островского, Толстого, Чехова, Горького, корифеев европейской драматургии – учится чеканности, ясности формы, свободе и стройности композиции, полифонии судеб в пьесе и единству их, искусству великой емкости и краткости.

Но помимо классиков драматурга учит театр, делает его истинно театральным автором. Именно там, в недрах коллектива, в живом и постоянном общении с режиссером и актерами начинающий драматический писатель проходит большую школу профессионального мастерства.

Есть в театре очень важная, необходимая должность – заведующий литературной частью. «Невидная», «неэффектная» потому, что вся работа завлита – внутреннего, скрытого от посторонних свойства. Когда спектакль имеет успех, о завлите часто забывают, все лавры без остатка отдавая режиссеру, актерам, художнику, композитору. Когда же случается неудача – виноват завлит: зачем взял сомнительную пьесу, почему, работая с автором, не довел ее до соответствующего уровня.

Прекрасной традицией нашего советского театра стал факт приглашения на эту трудную должность крупнейших критиков, ученых, литературоведов и пр. Завлитами были Б. В. Алперс в Театре Революции, А. В. Февральский в Театре имени Вс. Мейерхольда, Г. Н. Бояджиев в Театре Советской Армии и другие. Недавно вышел в свет объемистый том статей, выступлений, докладов профессора, доктора искусствоведения, заслуженного деятеля искусств РСФСР П. А. Маркова – «В Художественном театре. Книга завлита». Именно в этой адски трудной должности, бок о бок со Станиславским и Немировичем-Данченко многие годы подряд работал Марков в Художественном театре.

«Завлит в какой-то мере не должность, а призвание», – считает П. А. Марков и далее говорит: «Театр не может писать пьесу вместе с автором, хотя может помочь хорошему писателю воплотить его намерение в жизнь. Пусть это станет традицией нашего советского театра.».

Далее ► Драматургия новых героев

Главная ► Мода и история театра