Уважение к авторской воле, замыслу и самобытности драматурга – закон истинно творческих взаимоотношений театра и литераторов.
Работая с молодыми советскими драматургами в 20-30-е годы, МХАТ боялся искусственно навязать им привычные коллективу традиции чеховской, горьковской драматургии, во всем шел от индивидуальности новых авторов, стремился проникнуть в их мироощущение, стилистику, направление, которое они
представляли, – столь особенные и разные Л. Леонов, Вс. Иванов, М. Булгаков, Ю. Олеша...
Драматург Рощин Михаил Михайлович
Чеховское, горьковское было для режиссуры и актеров МХАТа духовно близким, освоенным еще до революции. Вероятно, возможен был и такой путь – искать среди нового писательского поколения тех, кто работает в манере Чехова, или Горького, или Толстого... Руководители театра предпочли рискованное, чреватое неудачами и тем не менее живое и перспективное обращение к неведомому... В 20-е и 30-е годы режиссура МХАТа проявляет активнейший интерес к новым, прежде далеким коллективу драматургическим формам. Станиславский интересуется поэтическими драмами И. Сельвинского, творчеством известного советского сатирика Н. Эрдмана. Возникают планы привлечения на сцену МХАТа Всеволода Вишневского с его «Первой Конной». В последние годы жизни Маяковского ведутся переговоры об осуществлении в театре новой редакции «Мистерии-буфф».
В 70-е годы двадцатого века наш театр вывел на свет рампы новую когорту драматургов. Среди них– талантливый прозаик Михаил Рощин («Валентин и Валентина», «Эшелон», «Старый новый год»). Чувства и отношения самых юных, память о войне, о страде эвакуационного кочевья, осмеяние современного мещанства, в какой бы ипостаси оно ни представало, в какой бы стихии – стяжательства или расточительности – ни проявляло себя. Круг тем рощинской драматургии достаточно широк. Писатель верен себе – повествовательным, естественно свободным ритмам своей прозы. Его драматургия по праву соотнесена с большой советской литературой.
Среди нынешних авторов нашей сцены заметное место занимает И. Дворецкий; его пьеса «Человек со стороны» начала новый этап существования производственной пьесы в театре 70-х годов двадцатого века.
Получившие широкую известность «Сталевары» написаны не профессиональным драматургом, а инженером с Урала Г. Бокаревым. Не
профессиональному писателю, а инженеру-строителю А. Гельману принадлежат другие известные пьесы последнего времени – «Премия» («Заседание парткома») и «Обратная связь». Вообще пополнение авторов театра за счет людей не литературных профессий – явление сегодня широко распространенное.
...Драматург пришел в театр. Он прочитал пьесу труппе, на художественном совете. Он получил одобрение. Пьесу включили в план. Назвали примерные сроки будущей премьеры.
И вот из массы лиц, впечатлений, событий возникает перед автором, все более и более утверждается с каждым днем одно главное действующее лицо.
Режиссер берет в руки пьесу. Режиссер в пьесу вчитывается, всматривается. Вживается в нее. Наступает новый этап – время режиссерских видений, когда рождается замысел постановки и в воображении режиссера брезжит, словно ранний рассвет, грядущий образ спектакля.
Далее ► Режиссер читает пьесу. Становление театральной режиссуры в России.
Главная ► Мода и история театра