Советская драматургия – это множество разных дорог, ярких и неповторимых индивидуальностей, особенных и самобытных приемов и систем драматического письма, особенного виденья мира, своего, лишь данному автору присущего круга проблем.
Театр имени Мейерхольда. Спектакль «Баня» В. Маяковского. Постановка В. Мейерхольда. Сцена из спектакля.
Здесь Владимир Маяковский, с его идеей театра не «зеркала, но увеличительного стекла», с его будто бы собранной в кулак, атакующей мещанство в «Клопе» и «Бане» драматургии мощных сатирических обобщений, трибун-ной и поэтической, беспощадной и хлесткой, с обнаженностью и четкостью плаката, боевого плаката, драматургией, прямо говорящей «кто сволочь» (В. Маяковский).
Здесь Леонид Леонов с его пьесами и инсценировками – «Барсуки», «Волк», «Унтиловск», «Скутаревский», «Половчанские сады», «Метель», «Нашествие». Леонов, которого Горький называл художником «своей песни», «талантливым своеобразно, исключительно». Писатель высокого интеллектуализма, философского постижения основ человеческого бытия – жизни и смерти, добра и зла, прошлого и настоящего. Пьесы Леонова вбирают в себя и конденсируют всю сложность жизни, выражают жизнь в реалистических символах. Драматизм в них предельно обострен, человек дан как бы под высоким напряжением, в критические, поворотные, рубежные моменты жизни. Леонов пишет и говорит «кондово русским, ярким» языком (снова прибегаем к высказыванию Горького). Экспрессивностью манеры, обостренным, обнаженным психологизмом драматург явно наследует всепроникающему гению Достоевского.
Здесь и Михаил Булгаков с его «Днями Турбиных», «Бегом», «Мольером», «Зойкиной квартирой», «Багровым островом», «Иваном Васильевичем»... Булгаков в своем творчестве, безусловно, отталкивается от чеховской традиции. Но его драматургия, сложного стилевого и жанрового качества, отходит от традиции, видоизменяет, преображает ее. У Булгакова правда живых образов, уникальность и неповторимость характеров уживаются со смелым гротеском. Самая реальная явь оказывается оборванной сном, фантастическим и жутковатым кошмаром или поистине раблезианской стихией осмеяния всяческой пошлости, дряни. «Дни Турбиных» называли второй «Чайкой» МХАТа. В них вышел писатель на генеральную тему своего творчества – интеллигенция и народ, интеллигенция и революция. Продолжил свое исследование этой неисчерпаемой темы в своем «Беге», пьесе, которой Горький сулил «анафемский успех»...
Вс. Вишневский, с его темпераментом революционного борца, мощными, космическими масштабами, грандиозными страстями и конфликтами в драматургии, устанавливающей созвучие будущего с прошлым, новое отношение с залом-союзником, собеседником («Оптимистическая трагедия», «Первая Конная», «Последний решительный»).
Поэт нового быта, философ и лирик А. Афиногенов с его чистейшей интонацией влюбленности в жизнь, в людей нового времени – счастливых людей
на счастливой земле («Чудак», «Машенька», «Далекое», «Мать своих детей»).
Советский сказочник, насмешливый и едкий скептик и мудрец Ю. Олеша («Список благодеяний», «Три толстяка», «Заговор чувств»),
В. Киршон, А. Арбузов, А. Штейн, В. Розов – все это разные творческие лики, разные пути драматического творчества.
Далее ► Драматургия как свобода авторского выбора
Главная ► Мода и история театра