Из древнего кукольного представления ваянг-кулита вырос прекрасный, существующий и сегодня театр. Не лишнее ли это свидетельство утверждения литературоведа Александра Ивановича Белецкого о том, что «магическое начало, лежащее в основании первобытной религии, вызвало к жизни и первобытное искусство».
Уже в древнем ваянг-кулит применялись декорации. Основательность спектакля, то есть обозначение места действия (ворота дворца, горы, лес и т.д.), была необходима для большей достоверности рассказа. А сам рассказ, поразительная смесь магии и реальности, оставался документом времени, так как являлся своеобразным вариантом «яванского космогонического мира, рассказывающего о земной жизни божественных предков двух половин племени, об их рождении, возмужании, женитьбе и основании первого поселения. Все действующие лица в этом мире расположены в соответствии с организацией племени в первобытном обществе, разделенном на две экзогамные группы (фратрии), и ведут себя в зависимости от их постоянного места в космогонической системе, устройство которой тоже моделируется на основе двоичного деления племени».
В характере Пьеро преобладают черты печального любовника, неудачливого соперника ловкача Арлекина. Традиционный костюм Пьеро – белая рубашка с жабо и большими пуговицами, широкие белые панталоны, на голове остроконечная шапочка.
Шарль Маньян связывает первые упоминания о кукольном искусстве с празднеством Дионисия или Вакха в Египте, ссылаясь на несколько источников, в том числе и на работы Геродота. Эти представления описывались им так: «Женщины ходили из деревни в деревню с песнями и носили небольшие статуйки, в один локоть вышиною, члены которых приводились в движение посредством веревочек. Впереди шел флейтист. Подобные куклы встречаются впоследствии и в Сирии, в Шерапольском языческом храме, как видно из трактата псевдо-Лукиана».
Археологические реликвии помогли восстановить картину древнейшего празднества на территории Египта, посвященного жизни богов Осириса и Исиды (VI–VII века до нашей эры). Зрители этого представления не усаживались в одном месте. Толпы смотрящих группами располагались по обе стороны дороги, а спектакль громоздился на многих колесницах. Подъехала к первой группе зрителей такая телега, актеры сыграли на ней первую сцену – колесница поехала дальше. Подъехала следующая – вот и продолжение действия (этот принцип был сохранен впоследствии в английском средневековом театре и получил название «педжент»). Расчлененность единого действия на отдельные сцены, игравшиеся к тому же разными актерами, – еще не самая существенная особенность этого представления. Главное заключалось в том, что роли богов исполнялись только с помощью кукол. Их носили на руках и приводили в движение руками. За человеком закреплялись вспомогательные функции. Взять на себя исполнение роли бога он не мог.
Упоминание об этих первых представлениях с куклами мы встречаем и в других источниках. Известно, что праздник Осириса и Исиды в Египте обставлялся с большой постановочной роскошью. И здесь – история жизни «божественных» предков, история рождения любви, женитьбы Осириса и Исиды. Образы богов обретают более собирательный характер. Они выражают уже идеологию не одного только племени, а целого народа. Но и здесь – необходимо отметить это – человек изображает бога, таинственное высшее существо не с помощью костюма, ряжения, не с помощью собственного тела, он отчуждает от себя, от своей бренности некую бессмертную идею. И выражает он эту идею неизмеримо менее смертным (а в глазах зрителей и вовсе бессмертным) материалом, нежели он сам, смертный человек.
Зрители, очевидно, с большим интересом следили за историей жизни и любви двух богов. Можно предположить, однако, что более другого их потрясал именно факт одушевления, движения тех существ, которых он привык сидеть только в мертвом скульптурном изображении.
Идею бессмертия бога, воплощаемую человеком во всем разнообразии ума, таланта и выдумки, на многие века сохранил культовый театр, широко известный по описаниям древнегреческих и древнеримских историков. Огромные фигуры-автоматы, неподвижные и роскошно украшенные (их изготавливали из драгоценных металлов, реже – драгоценных пород дерева) приходили в движение только в самые торжественные моменты культового действа. Эти автоматы трудно назвать театром в полном смысле слова, но элемент театрализации в подобных представлениях существовал вне всякого сомнения. С помощью пара, приводных ремней люди управляли движениями своего рода кукол, и это отделение, отчуждение изображаемого в некую будто бы самостоятельно существующую субстанцию имело, по сути своей, тот же характер, что и культовый театр Древнего Египта.
Далее ► Механические куклы
Главная ► Мода и история театра