Мы не склонны рассматривать автоматы богов Древней Греции и Рима как «театральное действо». Но нельзя, однако, обойти этих своеобразных «кукольных» героев, потому что и о них мы можем говорить как об истоках рассматриваемого нами кукольного искусства.
Зритель знает, что кукла не может чувствовать всего того, что играет за нее человек. Но в том-то и состоит чудо, что уже через несколько секунд сценического действия зритель начинает безоговорочно верить, что кукла живая.
«В Малой Азии и в собственной Греции, – пишет французский историограф театра Шарль Маньян, – искусство делать
статуи с механизмом современно рождению искусств и теряется во мраке
мифологических веков. Все помнят, вероятно, что Гомер рассказывает о Вулкановых
живых треножниках на золотых колесах, которые сами собою прикатили на собрание
богов и возвратились назад. Это баснословное произведение
механики наводит Аристотеля на очень странное размышление: «Между плотом, живым
орудием труда, – говорит он, – и другими неодушевленными орудиями не было бы
никакого различия, если б неодушевленные снаряды могли по данному им приказанию
работать и двигаться сами собою, как Дедаловы статуи и Вулкановы треножники».
«Как живые», – восклицали свидетели и ученые, размышляя о Дедаловых статуях. Им
не просто были даны «движения и жизнь». Эти движения должны были производить
ошеломляющее влияние на массу, народ.
Наука считает доказанным: употребление, скажем, маски для изображения богов –
свидетельство культового происхождения театра. «...В древнегреческом театре
маски свидетельствовали о культовом происхождении театра, когда человек не мог
выступать в своем обычном виде, а надевал на себя личину» (Античная литература, стр. 102).
Традиция изображения богов с помощью машинерии сохраняется в определенном виде
и в древнегреческом театре. Известно, что, когда публика собиралась в театре
Диониса в Афинах (а он вмещал семнадцать тысяч человек) на трехдневное
состязание драматургов и актеров, «по ходу действия употреблялись подъемные
машины для появления богов» (Античная литература, стр. 102).
Жрецы очень широко пользовались возможностью привести в движение головы, руки, ноги богов, вызывая страх, создавая атмосферу чародейства, таинства, ужаса. Недаром народ прозвал такого рода жизнь «дедалической жизнью», то есть жизнью неестественной, фальшивой, что впоследствии позволило употреблять эпитет «дедалический» как обозначение некоей нравственной нечистоплотности.
«Некоторые из древних ваятелей и кузнецов-механиков, особенно из живших на островах, как, например, критские и родосские Тельхины, – пишет Маньян, – стяжали себе очень недобрую славу своими подозрительными произведениями, одаренными поддельной жизнью, которая называлась дедалической жизнью.
Древнегреческий поэт-лирик Пиндар намекает, впрочем довольно неясно, на эти заблуждения Вулканов и Прометея. Замечательно, что у древних, как и в средние века, все искусники, строившие механические снаряды, воспроизводившие некоторые проявления жизни, возбуждали в народе мысль о чародействе, о каком-то нечистом могуществе». Целью таких мастеров было не только создание иллюзии жизни придуманных ими персонажей, но и желание доказать, что эта жизнь совершается без какого бы то ни было прикосновения человеческих рук. Именно поэтому на помощь чистой механике пришли автоматы, работавшие с помощью химических реакций, У Маньяна находим: «Автоматы, движимые посредством ртути, стали очень рано известны новейшим народам. Кирхер предлагает способ заставить тележку катиться посредством небольшого количества ртути, подогреваемой на свече (Phisiologia kircheriana).
У Йорика читаем: «Относительно статуй Дедала древние авторы отзывались различно, соглашаясь, впрочем, что все они напоминали живых людей. Венера Дедала, удивительная по грации и красоте форм, была исполнена смелым художником совершенно иначе, чем остальные священные фигуры (по традиции они должны были изображаться в виде закутанных мумий и состоять из целого куска, кроме головы). Она стояла на алтаре нагая, с руками и ногами, свободно двигавшимися посредством внутреннего механизма».
Китайцы делают маленькие куклы, которые кувыркаются сами собою от содержащейся в них ртути, которая своей текучестью и весом изменяет их центр тяжести».
Изготовление автоматов, обладающих такой же поражающей силой воздействия, сохраняется веками и в древнем мире. Греческая традиция укрепляется и неизмеримо расширяется в Древнем Риме. Йорик пишет: «Овидий в шестой книге Фаст с ужасом и с поразительной яркостью описывает чудо, свершившееся в храме, когда во время торжественного жертвоприношения статуя Сервия Туллия гневным жестом руки закрыла себе глаза, чтобы не видеть своей преступной дочери. Тит Ливий, описывая чудеса, происходившие в Риме во время празднеств в 573 году, упоминает о пиршестве, устроенном на общественной площади в честь богов, возлежащих на пурпуровых ложах, перед накрытыми столами: «Земля содрогнулась: посреди форума, где стояли ложи, боги, покоившиеся на них, отвернули свои головы, отказываясь от пищи». Чудо это поразило граждан всех сословий».
Далее ► Бытовая кукла
Главная ► Мода и история театра