История моды маски куклы костюма

Конфликт театра с христианской церковью

Кукольные представления в церкви становятся подлинно театральными представлениями. Даже святой Фома, Бонавентура и святой Антоний, сочинения которых полны сарказма по поводу безнравственности всякого театрального представления, полны не только снисхождения, но и нежности к благопристойным кукольным увеселениям. Многажды в течение средневековья марионетки умирали, подвергаясь запрету и физическому уничтожению, но возрождались вновь, сохраняя свою привязанность к хорошо известным в народе образам кукольных героев.

Костюм гнома

Гномы в мифологии народов Западной Европы маленькие человечки, обитающие под землей, в горах или в лесу. Ростом они были с ребенка или с палец, но обладали сверхъестественной силой; у них длинные бороды, а иногда козлиные ноги или гусиные лапы. Жили гномы гораздо дольше, чем люди. В недрах земли человечки хранили свои сокровища – драгоценные каменья и металлы.

В 1210 году папа Иннокентий III произнес слова запрета любых представлений в церкви. «В настоящее время, – констатировал он, – они устраивают представления в церквах и не только применяют маски в комических пьесах, но во время некоторых праздников сами первосвященники, диаконы и иподиаконы в безумии своем позволяют себе брать на себя роли самих маскированных».

«Трентский собор пытался положить конец злоупотреблению религиозными марионетками, но эти куколки противились священному синоду, переходя из области религии и церкви в область сатиры и театра, за что подвергались обвинениям в магии и волшебстве; их пытали, обезглавливали и сжигали «живыми», а в четырнадцатом столетии мы снова встречаемся с ними в Венеции, где они играют главную роль в празднествах Марии».

Вспомним, что в Италии, а в особенности во Флоренции, в XV столетии после долгой летаргии средних веков вновь пробудился высокий интерес к изобразительному искусству, драме, поэзии. Воскресла уже известная истории форма драматического театра, обновленная духом нового времени, и сразу же рядом с этим театром в Италии «произошло возрождение древнего театра марионеток, увеселявшего греков времен Еврипида и римлян, обращенных в веру Христову».

Кукольники не сразу приспособились к светской жизни. Но на скромных подмостках бродячих театриков не только зародились «наиболее характеристические типы старинного итальянского театра, бессмертные «маски», олицетворявшие настроения, обычаи, добродетели, пороки, недостатки и нелепости, наиболее обычные в той или другой итальянской провинции, откуда они впоследствии распространились по всему свету и вдохнули жизнь в первые слабые попытки иностранных народных театров», но и герои сегодняшние.

Эти сегодняшние герои снова, как и во времена античности, уходили и вновь приходили, соседствовали с масками. Сами же «типы жизни» переживали десятилетия. Изменялись их тексты, уточнялись характеристики, но дух их оставался нетленным.

«При первом возрождении кукольного театра можно было встретить в общественных и частных музеях довольно много старых марионеток с характеристическими масками, как-то: Папуса, Мандукуса, Казвара, Маккуса, Центункулуса, от которых нетрудно произвести Арлекина, Месколина, Трапполино и Пульчинеллу», – констатирует Йорик. Можно добавить, что во многих музеях Европы наряду с типами, масками, которые варьируют, как правило, одни и те же, известные нам прообразы, встречается и множество «кукольных» лиц, имеющих бытовые характеристики и потерявших и свои имена и свою прописку. В эпоху Возрождения у театра кукол возрождаются и обретают новые свойства его отношения с драматическим театром.

Далее ► Знаменитые комедийные маски

Главная ► Мода и история театра