История моды маски куклы костюма

Указ императрицы об учреждении русского театра


«Повелели мы ныне учредить русский для представления трагедий и комедий театр», – гласил указ императрицы Елизаветы Петровны от 30 августа 1756 года. Многие жители Белокаменной узнали об этом событии из своей газеты «Московские ведомости», начавшей выходить с апреля месяца этого же года, – она печаталась в типографии Московского университета. В одном из октябрьских номеров писали: «Ея Императорское Величество изволила указать для умножения Драмматических сочинений, кои на Российском языке при самом начале похвалу имели, установить Российской театр, которого дирекция поручена брегадиру Сумарокову». Кстати необходимо отметить, что во времена правления императрицы Елизаветы Петровны в 1755 году был основан Московский университет, а в 1760 – Академия художеств. Правление Елизаветы было временем расцвета русской культуры и науки. В целом царствование Елизаветы Петровны было временем политической стабильности, укрепления государственной власти и ее институтов, окончательного закрепления в русском обществе результатов петровских реформ.

Лосенко Портрет Федора Волкова
Художник Антон Павлович Лосенко.
Портрет Федора Григорьевича Волкова.
1763 год, Государственный Русский музей.

После указа императрицы Елизаветы Петровны, подписанного в Санкт-Петербурге, Москва совершенно справедливо чувствовала свою причастность к данному событию: она вложила в создание русского театра гораздо больше, чем это могло показаться на первый взгляд. Именно в Москве образовывался «первый русский актер» Федор Волков, находившийся здесь «в науках» всю свою юность – с 1741 по 1749 год. Вернувшись в Ярославль, он привез с собой страсть к театральному «охотничеству» и создал труппу, вошедшую в ядро будущего русского театра в Петербурге. Стало быть, и московские «охотники» вложили в это свою лепту.

В самой же Москве продолжал пока процветать полупрофессиональный театр «охотников»; его называли еще «партикулярным», то есть гражданским, вольным, самостоятельным. Некоторые из организаторов трупп уже не «играли». Например, Иван Федорович Фрязин, осмелившийся первым выступать в помещении Немецкой комедии, теперь стал «учителем Московского Университета дворянского латинского класса», а из подросшего поколения воспитанников Славяно-греко-латинской академии выдвинулись новые руководители «охотников». Среди них появился Сергей Ларионов сын Дубровский – его труппа обосновалась в «комедии на Солянке». Собирали очень много «благоохотнейших смотрителей» и актеры под началом Ивана Варфоломеева сына Нардинского, из бывших студентов Казанской семинарии. Он показывал зрителям «гисторические всякие приличествующие действительные публичные камеди» в доме подполковника Александра Прокофьевича Соковнина у Ильинских ворот, «в каменных палатах с печами». Для большей торжественности у входа в его театр устраивалась иллюминация.

Театральное «охотничество» охватило все без исключения слои московских жителей: дворян, купцов, мещан, фабричных, «господских служителей», но особенно – молодых приказных. Самое интересное, что дворовые крепостные не только непременно принимают участие в «российских комедиях», но часто возглавляют труппы. Большинство из них давали спектакли в «наемных» помещениях. Но случалось и такое, когда «служитель дому лейбгвардии Преображенского полку капитана порутчика Дмитрия Михайлова сына Матюшкина» Илья Зверев представлял комедии «в доме господина своего с позволения его». Илье исполнилось в то время чуть более двадцати лет, но театром он увлекался давно: играл с «охотниками», которыми верховодил Алексей Пичулин – дворовый служитель Петра Ивановича Матюшкина, близкого родственника Дмитрия Михайловича; причем Пичулин арендовал для своих постановок соседский дом Дмитрия Михайловича. Вероятно, тогда уже в этом здании имелся зал, приспособленный для спектаклей, поскольку сам хозяин был заядлый театрал и любитель музыки. Когда он вышел в отставку и окончательно поселился в Москве, то завел у себя и театр, и оркестр, и певческую капеллу из малороссиян. Пока же капитан-поручик Преображенского полка заботился о карьере и жил в основном в Петербурге при дворе, так что в отсутствие хозяина в его доме много лет обитали актеры.

Российский академический театр драмы имени Федора Волкова
Российский академический театр драмы имени Федора Волкова

В эти годы у московских «охотников» появилось известное подспорье, которое могло им помочь «расширять свои горизонты». Один из первых номеров газеты «Московские ведомости» 2 июля сообщал: «Императорского Университета библиотека, состоящая из знатного числа книг на всех почти европейских языках, в удовольствие любителей наук и охотников до чтения книг, имеет быть отворена завтрашнего дня и впредь по всякую среду и субботу от двух до пяти часов по полудни». В связи с чем представилась еще одна возможность черпать сюжеты для представлений из «всех европейских языков».

Теперь к имевшимся уже в их репертуаре «актам» прибавляются еще новые «гисторические комедии» и «публичные действия»: «Комедия о графе Фарсоне», «Гистория о царе Давиде и царе Соломоне», «Действие о князе Петре Златых Ключах и о прекрасной кралевне Магилене», «Действие о короле Гишпанском»... Арсенал драматических произведений пополнился в это время и сочинениями Александра Петровича Сумарокова (количество которых уже перевалило за десяток) и пьесами самого Михайла Васильевича Ломоносова («Тамира и Селим» и «Демофонт») и некоторых других драматургов, например Тредиаковского.

Далее ► Иноземные представления

Главная ► Мода и история театра