У въезда в Кусково путешественника встречали две пирамиды с надписью, приглашавшей «веселиться, как кому угодно, в доме и в саду, как для благородных, кому сие угодно, так для чужестранных и купечества, и прочих всякого звания людей благопристойно одетых... Гуляния продолжаются в положенные дни, то есть по воскресеньям и четвергам, а также 28 и 29 июня и 1 августа». Москвичи и приезжие устремлялись через эти ворота, чтобы узреть своими глазами «кусковский рай».
«Кусковский рай»
Музей-усадьба Кусково
Триста десятин (десятина равнялась 1,09 гектара) болотистой земли превратились в превосходное плато. Благодаря пятнадцати искусственным прудам воздух здесь всегда был особенно свеж, а по вечерам опускался легкий туман, придававший пейзажу еще больше фантастичности, хотя и без того все вокруг напоминало сказочные чудеса или театральные декорации.
Имение делилось как бы на три массива. В центральной части, представляющей остров, образованный с одной стороны прудом, а с других – каналом, находился старинный дом, построенный по проекту французского архитектора де Валли; у него обучались в свое время знаменитые русские зодчие Баженов и Старов.
Дворец Шереметева
Дворец выглядел добротным сооружением в два с половиной этажа, с фасадом, украшенным ионическим портиком. Внутри он «убран лучшими французскими уборами, нарочно для него выписанными из Парижа, нового вкуса: великими зеркалами, хрустальными паникадилами, стеклянными шандалами, жирандолями и консолями, а также мраморными и антико-алебастровыми столами». Бюсты и скульптурные группы старых и новых мастеров постепенно перевезли сюда из петербургского дома. Кроме того, граф все время пополнял свою коллекцию картин. Полотна Рубенса, Ван Дейка, Рембрандта, Веронезе украшали кабинет дворца. Плафоны некоторых залов и галерей расписаны знаменитым итальянским живописцем Валериани, создававшим и театральные декорации, а также – Лагрене.
Еще фельдмаршал Борис Петрович, вторя привычке Петра I, собирал редкости, положившие начало семейной кунсткамере. Теперь среди всевозможных диковинок в библиотеке находилась перламутровая миниатюрная модель Иерусалимского храма, а также «изображения из воску, сделанные с великим искусством и точностью, господ Вольтера, Руссо, Франклина и графа д' Естеня».
На втором этаже размещалась оружейная палата – родовая гордость Шереметевых. Здесь хранилось редкое азиатское, европейское, китайское, греческое, испанское старинное оружие: древние сабли, украшенные каменьями и золотою насечкой, И редчайшая среди них – так называемая «Волчкова». Самое почетное место занимали седло и конский убор Карла XII, снятый с его лошади в Полтавскую баталию фельдмаршалом Борисом Петровичем.
Домовая церковь Всемилостивого Спаса в имении Шереметевых
Дворец Шереметевых в усадьбе Кусково был окружен садом, разбитым в духе французского архитектора Ленотра: выхоленные лужайки чередовались с цветниками и клумбами, засаженными редчайшими цветами. Среди зелени радовали глаз мраморные статуи. Особенно интересными представлялись скульптуры Утро, Полдень, Вечер и Ночь, поставленные по отношению к солнцу так, что оно озаряло три из них именно в положенный срок, а до последней не доходило совсем.
Оранжерея в парке Кусково
К дворцу от пруда вел канал. В его устье высились две колонны – на их вершинах по вечерам зажигался огонь, освещавший все вокруг ярким светом. На берегу пруда стояла целая флотилия парусных и гребных судов. Кусково являлось совершенно особым миром, будто созданным затейливым художником на полотне и вдруг ожившим: попавший сюда, как в театре, мог через несколько минут оказаться то в Голландии или Китае, то в Италии или Франции, то в непроходимом лесу или роскошном Эрмитаже, то в рыбачьей хижине или готическом замке.
Оранжерея в Кусково. Старинная литография.
С восточной стороны острова, через канал, росли аллеи кедров и фруктовых деревьев. За ними открывалась коринфская колоннада, служившая входом в Грот. Так гость оказывался в расписанном под мрамор зале; по его сторонам находились два кабинета. Все эти помещения были декорированы скульптурой, облицованной раковинами. Грот располагался у пруда восьмиугольной формы, и напротив него красовался затейливый домик, огороженный золоченой решеткой, – «Менажерия», где содержалась водоплавающая птица: лебеди, журавли, американские гуси, пеликаны, фазаны и разные утки. С другой стороны пруда примостился Итальянский павильон, «выстроенный в соответствующих пропорциях» и украшенный полотнами Рафаэля, Сальватора Розы, Карлионя, мраморными и алебастровыми вазами, вывезенными из Италии.
Эскиз мужского костюма
к балетному спектаклю.
Художник. Л. Р. Боке
Эскиз женского костюма
к балетному спектаклю.
Художник. Л. Р. Боке
«Голландию» представлял двухэтажный дом, сооруженный в память об эпохе Петра I, с мраморным полом и стенами, выложенными синими изразцами со ста двадцатью различными рисунками. Висевшие здесь картины, принадлежали в основном кисти фламандских художников. Здание окружал голландский садик, обнесенный каменной оградой с решеткой, сквозь которую белели стволы берез.
На опушке березовой рощи стоял Эрмитаж, где принимали самых близких друзей. Центр парадной залы занимал большой круглый стол, накрываемый не более чем на шестнадцать «кувертов». По звуку специального колокольчика он опускался вниз, на первый этаж, и поднимался уже с дымящимися блюдами и разлитыми в бокалы винами. Ни один слуга не нарушал избранность общества. Лестниц в помещении не существовало, и гости попадали наверх на специальном подъемном «канапе».
Беседка в парке Кусково. Старинная литография.
Дорожка парка вела в Лабиринт из густого непроходимого кустарника; поплутав по нему, гость находил круглую беседку с надписью «Храм тишины» и мог здесь передохнуть. Выбравшись из этого Лабиринта, он наталкивался на огромный стог сена, оказывавшийся скрытым павильоном, украшенным внутри зеркалами и расписанным «во вкусе Буше». Потом можно было попасть в Китайскую галерею у небольшого озера, а переправившись на другой берег, осмотреть «Метерию» – образцовую ферму (за ней надзирал сам граф).
Привлекал внимание и скромный домик, носящий название «философского». Над его входом помещалась надпись на французском и русском языках: «Не предавай значения почестям, от которых человек становится ни лучше, ни благоразумнее». А внутри все напоминало обитель мыслителя, удалившегося от суеты: стены и потолок обиты березовой корою, у стен – диваны с травяными покрытиями. На столе лежали толстые фолианты, но они на поверку оказывались сделанными из мрамора. Подумав некоторое время «над смыслом жизни», путник продолжал свой обзор и «в густоте леса» встречал «Мадрепоровую пещеру», выложенную ноздреватым камнем, разноцветным хрусталем и морскими окаменелостями, найденными в кусковских водах.
Затем на дороге попадался «Шомьер» – хижина, «крытая веткой». Заглянув в нее сквозь стеклянные двери, можно было увидеть компанию людей, расположившихся вокруг обильно накрытого стола. Уставший гость радостно устремлялся внутрь и – замирал от неожиданности: сидящие оказывались мастерски сделанными и разодетыми фигурами из воска. Но мало того: манящие яства – жареная курица, ветчина, овощи, лимоны – тоже были восковые. За «Шомьером» высилась гора, «наподобие улиточной раковины». На вершине ее стоял миниатюрный храм Дианы.
Далее ► Театры в усадьбе Кусково
Главная ► Мода и история театра