Одним из первых среди русских вельмож завел свой домашний театр Петр Борисович Шереметев. Этот театр являлся лучшим из всех других того же рода, возникавших в те годы как грибы после дождя и так же быстро исчезавших. Чтобы он родился и просуществовал почти четверть века на должном художественном уровне, нужно было многое: высокая культура его владельца, у которого появляется постоянная потребность в сценическом искусстве; особая любовь или даже талант к театру – ими Шереметевы обладали на протяжении нескольких поколений; и, наконец, огромные денежные средства.
Петр Борисович Шереметев.
Портрет кисти художника Ивана Аргунова.
Останкинский дворец, музей творчества крепостных.
Петр Борисович по своим связям родства, дружбы и знакомства с юности находился очень близко ко двору, что накладывало определенную печать на его положение в обществе. В 1743 году он женился на Варваре Алексеевне Черкасской – невесте далеко не самой юной, но, пожалуй, самой богатой и знатной. Княжне шел в ту пору тридцать второй год. За нею было баснословное приданое и «прошлое, не лишенное бурь и испытаний». Еще во времена Преобразователя России она девочкой блистала на ассамблеях и вообще росла в атмосфере новаций: без робости скакала верхом и у самого государя получила первые уроки стрельбы из карабина.
Отец ее, Алексей Михайлович Черкасский, издавна водил дружбу с отцом будущего мужа княжны – Борисом Петровичем Шереметевым, который еще в малолетство Петра I «употребляем был в заграничных посольствах». Шереметев видел прекрасную Вену и пышный двор Леопольда, богатую Венецию и дожа во всем его великолепии, величественный Рим и, наконец, посетил Мальту. Возвратившись в отечество, он первым предстал перед царем во французском кафтане. Будучи передовым не только по одежде, а и по образу мыслей, Шереметев стал помощником монарха в его начинаниях. В быту Борис Петрович старался «подать собою пример некоторой утонченности» нравов. Только его и Михаила Голицына государь избавил от наказания кубком «Большого орла», что свидетельствовало об особом к ним уважении.
Шереметева Варвара Алексеевна (урожденная Черкасская).
Портрет кисти художника Ивана Петровича Аргунова.
После смерти Шереметева близкими приятелями Черкасского становятся Василий Никитич Татищев и Феофан Прокопович. В доме князя на Никольской улице составлена была при участии Прокоповича и Кантемира знаменитая челобитная об уничтожении «кондиций», благодаря которой Анна Иоанновна восстановила себя как самодержица. Вследствие этого Черкасский пользовался особым расположением императрицы. Его дочь пожаловали во фрейлины и ей одной из всех придворных дам и девиц разрешили «носить локоны», что доказывало благоволение государыни.
Борис Петрович Шереметев
Граф Борис Петрович Шереметев, генерал-фельдмаршал, тайный советник и орденов Святого Апостола Андрея, Мальтийского, Польского белого и Прусского чёрного орлов кавалер. Гравюра К. Анисимова по рисунку Ивана Аргунова. XVIII век.
Сама Анна Иоанновна просватала свою любимицу за обер-гофмаршала Лёвенвольде, но помолвка расстроилась: вероятно, княжну оскорбляли бесконечные любовные связи жениха, после которых «объявлялись публично» их «плоды». Личным символом Варвары Алексеевны был лев с девизом «Не свирепствую, но непреодолим». За эти черты характера она получила от знаменитого Антиоха Кантемира прозвище «тигрицы». В течение многих лет он пытался приручить ее гордое сердце. Антиох читал княжне свои стихи и переводы, у него она почерпнула познания о театре и драматургии. Однако этот брачный союз тоже не состоялся: мать княжны «ждала кого-нибудь из сынов Юпитера, чтобы выбрать себе зятя».
Алексей Михайлович Черкасский
Князь Алексей Михайлович Черкасский (1680–1742), канцлер Российской империи с 1741 года по 1742, один из богатейших вельмож России, последний в роде Черкасских.
Несмотря на расположение Анны Иоанновны, Черкасская часто жила в Москве. Здесь она общалась с приближенными цесаревны Елизаветы Петровны, а тетка княжны, Анастасия Ивановна Кантемир, являлась в те годы близкой приятельницей будущей императрицы. С момента восшествия на престол Елизаветы Варвару Алексеевну определили в камер-фрейлины ко двору новой государыни, не без участия которой совершился ее брак с Шереметевым.
Кроме огромного приданого и начинавшей уже блекнуть красоты Варвара Алексеевна принесла в дом своего мужа любовь к всевозможным развлечениям. Среди них – домашние музицирования и театр. Ей было легко удовлетворить эту свою страсть: с участием целых семей «собственных» талантливых мастеровых, художников, музыкантов – Аргуновых, Красовских, Фунтусовых, Смагиных – мог сладиться и оркестр, и капелла, и театр.
Княжне повезло: она вышла за человека, родившегося под счастливой звездой, благополучно проводившей его через препоны и интриги нескольких царствований. Возвышались и падали Долгорукие, Голицыны, Лопухины, Головкины, а он оставался не только невредим и богат, но даже в прибыли. Со времени же воцарения Елизаветы и своей женитьбы состояние и положение графа стало совсем особенным; к прочему, он являлся приятелем Разумовского, а позже породнился с ним.
Не принесла перемен и новая власть. Петр III назначил Шереметева обер-камергером. Вручение золотого ключа – знака сего отличия – должно было состояться 29 июня 1762 года, но императора к этому времени уже свергли. Однако Екатерина, нуждавшаяся в поддержке дворян, особенно таких именитых, приказала придворному ювелиру Позье за ночь переделать на камергерском ключе инициалы Петра III на свои собственные, и граф получил его точно в назначенный срок. После столь высокой милости Шереметев старался отличиться в празднествах в честь новой государыни.
Далее ► Домашний театр Шереметева
Главная ► Мода и история театра