Обряды – в своих истоках – строго календарны. Белецкий называет несколько праздников, которые и явились первоосновой рождения магических обрядов. «Народные праздники, связанные со сменой времен года, сопровождавшиеся обрядами, заклинаниями, играми и песнями и приуроченные с распространением у нас христианства к христианским праздникам, – это, во-первых, праздник зимнего солнцеворота «Коляда»... справляемый на рождественских святках... во-вторых, это связанные с Пасхой волочельные или волочебные, то есть величальные, песни и обряды, заклинающие весну и урожай, в-третьих, – обряды в день св. Георгия (23 апреля), или Юрия, покровителя стад и полей, начальника весны, в-четвергых, наконец, праздник летнего солнцестояния, приуроченный ко дню рождества Иоанна Крестителя (24 июня) или Ивана Купалы, превращенного народным сознанием в солнечное божество, и, наконец, праздник похорон солнечного же бога, Ярилы, совершающийся в первое воскресенье после Петрова дня (после 29-го июня)».
Капитан (Capitano) – персонаж итальянской комедии дель арте, тип военного авантюриста. Родом из Испании. Говорил на ломаном итальянском языке, свою речь усеивал испанскими словами. Капитан носил несколько карикатурный военный костюм испанского покроя.
Белецкий строго дифференцирует такие понятия, как «обряд» и «игра». Для нас очень важны и его замечания по этому поводу и
сам подход к анализу этих явлений:
«В обрядах число действующих лиц по большей части определено в своем максимуме и
минимуме, в игре – число это произвольно, количество участников... определяется количеством желающих. В обряде главные
действующие лица много говорят (поют), мало действуют... Обряд – дело серьезное, религиозное, игра – развлечение,
забава. Обряд – консервативен, он может забываться, разрушаться, но не может варьироваться... В обряде театральны лишь
элементы: игра почти всегда уже готовый, хоть и примитивный театр... В обрядах усиленное чествование всего жизненного,
что грозит иссякнуть вместе с начинающим дряхлеть солнцем, отсюда и сетования над умирающим – подобные тем, что звучали в
древнеегипетской мистерии об Озирисе, в плачах над погибшим Адонисом, в античных мистериях об Аттисе, Дионисе и других
аграрных богах, с которыми Купалу (нужно думать, однако, что Купала не имя божества, а только название праздника)
сопоставляли западноевропейские и российские ученые (Фрэзер, Веселовский и другие).
Мотив похорон мы найдем и в пантомимах и песнях, приуроченных к купальному дню.
Накануне обычно делают из соломы чучело, величиною с ребенка, а то и в рост взрослого человека, надевают на него женскую
сорочку, плахту, намиста и венок из цветов.
Тогда же срубают дерево-черноклен, вербу или тополь, обвешивают его лентами и
венками и ставят на избранном для игрища месте. Дерево это называют мареною или купалою, под ним ставят наряженную куклу,
а подле нее – стол с горилкою и закусками».
И как вывод – два чрезвычайно ценных указания, которые, как увидим ниже, решительно подтверждаются всем ходом развития театрально-исторического процесса: «...Магическое начало, лежащее в основании первобытной религии, вызвало к жизни и первобытное искусство: оно же создало необходимость существования и развития... примитивных форм театрального искусства». Магическое начало обряда, его глубоко осмысленная функция, стремление и способность воздействовать на человека, а не просто забава, игра, развлечение – вот что явилось одним из истоков, одним из прообразов будущего театра.
И второе: «Народная обрядность в высшей степени консервативна: она может разрушаться и забываться, но обновляется редко и бессознательно». Замечание, в котором, быть может, кроется одно из объяснений той традиционности, которая, как мы увидим, на многие века остается одним из свойств искусства играющих кукол.
Много лет спустя версия Белецкого была поддержана и советским ученым А. Авдеевым, который, исследуя древний театр ваянг-кулит, утверждает, что это был прежде всего обрядовый театр. Он пишет: «Многочисленные церемонии, связанные с организацией и осуществлением этого представления, существовавшие с древних времен, по традиции сохраняются как обычай и до настоящего времени, свидетельствуя с несомненностью о том, что в древности это представление носило обрядовый характер, организацией представлений ваянг-кулит яванцы отмечали (и отмечают до сего дня) все более или менее выдающиеся события в своей жизни: празднуется ли свадьба, рождается ли ребенок, делает ли он первые шаги на земле, приступает к изучению корана, держит ли экзамен в умении читать, достигает ли периода половой зрелости, заканчивает ли яванец свой путь. Более того, представление ваян-кулит устраивалось во всех случаях, когда требовалось отвратить болезнь или какое-либо иное несчастье, избежать неурожая, вызвать дождь и предупредить засуху, во всех случаях, когда требовалось задобрить потусторонние силы, испросить благоволения, помощи, удачи в делах и т.п.».
Вспомним, как по-своему, сопоставляя проблему жизни – смерти с проблемой «воли к творчеству, превращавшей смерть в жизнь», о культе предков писал Алексей Максимович Горький, видя в этом прежде всего желание «оставить человека в своей среде». «Вызванные убылью физической силы переживания коллектива слагались во единое, бессознательное, но необходимое и напряженное желание – заместить убыль, воскресить отошедшего».
Мы еще не раз сможем оценить мысль Белецкого о консервативности обряда, о его исключительной исторической стойкости. Мы не раз увидим, что и театр кукол, во многом сохранивший качества своего прародителя и отличавшийся поразительной стойкостью форм, на многие века сохранит свой интерес к «теням умерших предков». Этот интерес не будет утрачен и с развитием цивилизации.
Далее ► Семантика постройки кукольного театра
Главная ► Мода и история театра