Обратимся к мысли российского этнографа Льва Яковлевича Штернберга, который в своей книге «Первобытная религия», размышляя о культе предков, писал, что предки являются особами, которые влияют на всю жизнь человека (им оказывается регулярное поклонение в том или ином виде), и что это встречается «только у народов сравнительно высокой культуры. Мы находим его в Китае, в Индии, в Риме, в Греции и именно там, где существует патриархальный страх, где глава семьи еще при жизни пользуется особым престижем среди своих детей, где главы семей являются лицами с огромной властью, с правом жизни и смерти над своими детьми и прочими членами своей семьи, и это чувство подчиненности, страха перед главой семьи переносится на него и после смерти».
Коломбина – традиционный женский персонаж итальянской народной комедии масок – служанка, участвующая в развитии интриги, в сценариях также именуемая Фантеской, Серветтой, Франческиной, Смеральдиной, Мирандолиной и т.д. Большую популярность Коломбина имела во французском театре.
Обратимся и еще к одному чрезвычайно интересному для нас исследованию – книге французского этнографа и психолога Люсьена Леви-Брюля «Сверхъестественное в первобытном мышлении», где находим оценку этого явления с социально-психологической точки зрения. Леви-Брюль писал: «Живые абсолютно заинтересованы в том, чтобы покойники были к ним хорошо расположены. Чтобы обеспечить себе их благоволение, они прибегают к умилостивительным обрядам, установленным традицией, пользующейся неизменным уважением».
Версия Белецкого, изложенная, как мы говорили, в начале двадцатых годов, по-своему, глубоко и ярко переработанная, была продолжена и в небольшой по размерам, но поразительной по своим выводам работе советского ученого, выдающегося литературоведа и филолога Ольги Михайловны Фрейденберг, которая при всей спорности многих положений вносит серьезный вклад в объяснение характера происхождения театра кукол.
Видный советский ученый, филолог-классик, профессор Ленинградского университета, Ольга Михайловна Фрейденберг (1898–1955) сделала замечательную попытку рассмотреть происхождение слов, находящихся и находившихся с основания в обиходе искусства играющих кукол. 20 мая 1926 года она сделала на эту тему доклад в Академии материальной культуры, который так и назывался – «Семантика постройки кукольного театра».
Рукопись не увидела свет при жизни автора и лишь спустя полвека, найденная и восстановленная ее учениками, была принята к изданию в «Вопросах театра» – ежегоднике сектора театра народов СССР Института истории искусств. «Эта работа,– как сказано в предисловии к ней Н. Брагинской,– дает театроведу поистине бесценный исторический материал. Архаические представления о мире, те значения, которые приписывал человек его элементам, обозначение одних элементов через другие, то есть «семантика» в узком значении мифологической семантики, – вот та сфера, в которой работала Фрейденберг.
То, что исследование о семантике вещного ансамбля кукольного театра принадлежит перу филолога, очень показательно. Тут важно не просто знание древних языков и умение ориентироваться в античных авторах, тут важно то, что к вещи, к постройке подходят как к связному тексту, который нужно дешифровать и прочесть, привлекая материалы всех «родственных языков», или, выражаясь современным языком, различных «кодов», передающих единую мифологическую систему. Ко всякой вещественной предметной детали Фрейденберг подходит как к слову, имеющему наряду со своей историей свою этимологию. «Этимология вещи» – это наиболее архаичная ее семантика, часто совершенно стертая историей и неразличимая в позднейшем осмыслении или переосмыслении этой вещи. Самые различные факты, почерпнутые из художественной литературы, церковной археологии, этнографических и фольклорных материалов, нанизывает автор на стержень своей мысли: постройка кукольного театра необъяснима, если исходить из рационалистических или эстетических принципов. Общая система мифологических представлений о мире, доэстетическая в собственном смысле слова, порождает особую организацию человеком пространства; принципами этой организации определяется устройство театральной сцены, триумфальной арки, алтарной преграды, народной шопки».
Далее ► Вертеп, шопка, батлейка
Главная ► Мода и история театра