Что же это за человек – главный и первый в театре? Кто он – режиссер,
взявший в руки пьесу, а вместе с ней все нити, все начала будущего спектакля?
Эпоха режиссерского театра началась с рождения МХАТа. Старая сцена
знала многих гениев и выдающихся мастеров-актеров, знала и победы
большого масштаба. Но театр прошлого был стихиен, интуитивен, неорганизован, не
защищен от многих слабостей и болезней.
Актриса Ермолова Мария Николаевна в роли
Катерины в трагедии Островского «Гроза».
Актер Садовский Пров Михайлович в роли
Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума».
На рубеже XX века, в преддверии огромных общественных и духовных перемен в жизни человечества, остро встал вопрос об обновлении, о качественном изменении театрального искусства, об очищении его от ремесла, от мертвых и бесплодных штампов, о восхождении на новую, высшую и совершенную ступень. К. С. Станиславский имел право сказать, что программа начинаемого им дела была революционной.
Разумеется, основатели Художественного театра начинали свое режиссерское поприще не на пустом месте. В прошлом у них были предшественники и учителя. И хотя традиция старого русского театра складывалась в основном как чисто актерская традиция, в недрах ее зрели зерна режиссуры. Станиславский и Немирович-Данченко безусловно наследовали и интуитивной, органической «саморежиссуре» корифеев старой сцены – Малого театра (Ермолова, Ленский, Садовский, Южин, собираясь вместе, принимали на себя функции режиссера, осуществляли задачу создания целостного спектакля сообща, содружеством понимавших друг друга с полунамека, с полуслова мастеров первостепенной величины).
Актер Ленский Александр Павлович,
автопортрет в роли «Дон Сезар де Базан».
Они, Станиславский и Немирович, наследовали и режиссерскому дару великих драматургов. (Как справедливо замечено, в Гоголе, Грибоедове, Пушкине, Островском жил великий режиссер.) Они с волнением и вниманием следили за отдельными режиссерскими пробами, прорывами, экспериментами своих современников и коллег на столичной и провинциальной сцене. Для них не прошла незамеченной героическая и жертвенная попытка великого актера Александра Павловича Ленского на рубеже 1900-х годов (одновременно с рождением Художественного театра) обновить императорскую сцену в московском Малом.
Как известно, начинание Ленского завершилось трагически: смертью замечательного художника, отвергнутого не только казенной чиновничьей конторой, но и своими же коллегами актерами, всецело отдавшимися во власть театральной рутины.
Далее ► МХАТ и развитие режиссуры
Главная ► Мода и история театра