Из зарубежных, европейских влияний нужно назвать труппу герцога Мейнингенского с режиссером Кронеком во главе. Станиславский увидел мейнингенцев в 1890 году во время их гастрольных выступлений в Москве и высоко оценил художественную тщательность, детальность, завершенность спектаклей немецких гостей (редкостную в то время), искусство постановщика Кронека, его «режиссерские приемы выявления духовной сущности произведения». (Станиславский, правда, не принял подчиненного положения актера в спектаклях мейнингенцев, актера на положении «пешки для передвижения» по режиссерским указаниям.)
Однако, как бы там ни было, режиссура в современном, многозначном и обязывающем понятии началась на русской и мировой сцене именно со Станиславского и Немировича-Данченко.
Актеры МХАТ и писатель Антон Чехов обсуждают спектакль
Станиславский и Немирович-Данченко – два первых имени, два великих имени, открывающих когорту русских и советских режиссеров XX века. Сегодня никому и в голову не придет оспаривать необходимость и первостепенную важность режиссера в театре. А когда начинался Художественный театр, все было по-другому.
Даже в 1900-х годах руководитель Малого театра, пришедший на смену А. П. Ленскому, выдающийся театральный деятель, волевой и властный организатор А. И. Южин – один из замечательной когорты актеров-романтиков старейшей сцены, человек, лично близкий В. И. Немировичу-Данченко, не переставал утверждать, что режиссура должна ограничиться лишь вспомогательными, служебными, организационно-административными функциями, что она не смеет вмешиваться в творческий процесс, иначе будет подавлена и ущемлена свобода выявления актера.
Художественный театр (МХАТ) дал мощный стимул в развитии режиссуры и утверждении режиссерского начала, режиссерской воли и целеустремленности на русской и мировой сцене.
Сам факт существования Художественного театра, его богатая, постоянно обновляющаяся практика – все это стало своеобразным катализатором театрального процесса. Глубина и правда спектаклей МХАТа, сила его нравственной и идейной проповеди, невиданная прежде свобода, одухотворенность, естественность его актеров с беспощадной очевидностью обнажили отставание, окостенелость форм и приемов, инерцию иных, некогда славных и признанных коллективов. (В 1900-е годы безнадежно проигрывают МХАТу «маститые» и увенчанные лаврами Александринский театр в Петербурге и Малый в Москве).
Далее ► Режиссер-новатор Мейерхольд
Главная ► Мода и история театра