История моды маски куклы костюма

Режиссер-новатор Мейерхольд

Творчество Станиславского и Немировича-Данченко дает импульс режиссерской мысли в России. Одних оно увлекает вслед за собой, обращает в горячих приверженцев и проповедников идеи правды, жизненности, «жизни человеческого духа» на сцене. В других рождает столь же активное и горячее стремление идти своим собственным путем, строить театр по иным законам.

Один из самых характерных и ярких тому примеров – Всеволод Мейерхольд, режиссер-новатор, неутомимый открыватель новых и неведомых путей театральности.

Режиссер-новатор Мейерхольд
Режиссер-новатор Всеволод Мейерхольд

В молодую пору он был одним из лучших актеров только что возникшего МХАТа. Играл Треплева, Тузенбаха. И даже после того, как расстался с Художественным театром, в Херсоне и в Тифлисе, в «Товариществе Новой драмы» шел в основном все тем же мхатовским путем. Можно сказать, что принципы художественной системы своих великих учителей он познал на собственном опыте и «изнутри».

Начало самостоятельного режиссерского поприща Мейерхольда исследователи относят к 1905 году. В ту пору Мейерхольд снова в Москве после трехлетних провинциальных странствий. И снова он вместе со Станиславским, позвавшим его возглавить Театр-студию, цель которой – отыскание новых театральных форм. Грозные события первой русской революции прекратят существование студии. Мейерхольд отныне и навсегда пойдет своим, «отдельным», иным, чем у учителя, путем.

Позднейшие исследователи творчества Мейерхольда назовут его режиссером-энциклопедистом. И это будет справедливо, потому что в многолетних исканиях вечно неудовлетворенный, отвергающий найденное, дерзко расстающийся с успехом, Мейерхольд как бы перелистает всю театральную историю, на собственном опыте, в богатейшей практике неутомимого экспериментатора опробует открытия разных театральных эпох. Он отдаст щедрую дань итальянской комедии дель арте – стихии масок и вольной актерской импровизации.

Режиссер-новатор Мейерхольд будет искать на путях театрального традиционализма и стилизаторства, в предреволюционные годы станет одним из лидеров русского театрального символизма. Он будет меняться сам, и будут меняться его театральные воззрения. После Великой Октябрьской революции, давшей социальную опору его творчеству, знание исторической перспективы, Мейерхольд одним из первых воплощает лозунг искусства, служащего революции. Он будет утверждать и разрабатывать тип политического, социального спектакля, оперирующего большими общественными категориями, вбирающего в себя и вскрывающего мощные временные и исторические пласты.

Далее ► Театр Мейерхольда

Главная ► Мода и история театра