Принадлежность давно умерших спектаклей, они и сейчас остаются свидетельством уровня развития художественной культуры своего времени, не только театральной, но и изобразительной, не только специфически кукольной, но и «человеческой», потому что при изготовлении кукол мастера всегда пытались понять, как играют драматические актеры их времени, как они движутся, как говорят и как носят свои костюмы.
Изабелла (Лучинда, Витториа) – юная влюбленная; часто героиню называли именем актрисы, игравшей эту роль. К основным персонажам комедии относятся два квартета мужских масок, а также персонажи, не надевающие маски, это девушки-дзанни и любовники (влюбленные), а также все благородные дамы и кавалеры.
Мастера всегда изготовляли маленьких актеров, и всегда невольно они учились у актеров больших. Вот почему куклы опосредованно хранят и традиции драматического театра, оставаясь пусть едва мерцающим, но все-таки светом угасающих звезд некогда существовавшего драматического театра.
Невероятную стойкость к историческим переменам продемонстрировал вертеп: и само
вертепное действо и вертепный ящик – сцена, устройство для вертепного представления.
Вот как описывает вертепный ящик один из наиболее крупных знатоков украинского,
русского и белорусского вертепа Н. Н. Виноградов:
«Театр представляет собою прямоугольный ящик, шириною около аршина с
четвертью, в глубину – три четверти аршина и в вышину около аршина. Передняя
стенка открывается и, будучи опущена вниз, закрывает различные манипуляции,
производимые под полом проворными руками хозяина вертепа, верх сведен конем и
украшен резьбой. Снаружи театр оклеен переплетной бумагой и лубочными
картинками, изображающими различные «возрасты человеческой жизни». Внутренность
богато украшена. Стены и потолок оклеены золотой и серебряной бумагой,
разноцветной фольгой и блестками. По бокам и вверху подвешено несколько
разноцветных фонариков для освещения сцены при вечерних представлениях. Пол
покрыт черным мехом, маскирующим движения марионеток на проволоках, по
прорезанным в разных направлениях щелям. В правом и левом боку прорезано по
двери. У задней стены, посередине, стоит разукрашенный трон царя Ирода,
возвышающийся несколькими ступеньками над уровнем пола. Около трона, по обеим
его сторонам, стоят по три неподвижно прикрепленных воина в полном вооружении.
Это царская свита. В правом углу от зрителей сделан вертеп с новорожденным
младенцем, и над ним повешена воссиявшая звезда. Первые четыре сцены проходят
перед этим вертепом: затем он закрывается занавеской.
Открытие и закрытие представления производится при помощи красного кумачного занавеса».
Далее идет перечисление и характеристика каждого из двадцати пяти упомянутых героев этого представления, среди которых царь Ирод, цари, ангелы, черт, Смерть, крестьяне и прочие персонажи. Судя по описаниям, куклы сделаны добротно и надолго (например, «черт весь обит черной овчиной, рот, нос, глаза и уши красные, с рогами и с хвостом»).
Театр кукол проявил на протяжении веков склонность к «вещной сохранности». Но не
только. Удивительная способность театра кукол к сохранению традиций обусловила и
бесконечное, на протяжении веков противоборство тенденций. С одной стороны, идеи
духовенства, с другой – наследие великой языческой культуры, бережно сохраняемой в народной среде.
Чрезвычайно ценное замечание Шарля Маньяна об идейном многообразии театра кукол и
мысль Фрейденберг о множественном происхождении этого театра, естественно,
не могли не привести к размышлениям о том, что разнородные истоки сформировали и различные типы театров.
Российский литературовед и филолог Ольга Михайловна Фрейденберг попыталась ответить на один из самых сложных вопросов из всей суммы проблем, касающихся происхождения театра кукол. Следует напомнить, что ее работа явилась прекрасным дополнением к известным в ту пору исследованиям, посвященным характеру взаимоотношений уже сравнительно развитых форм театра кукол. Эти работы не только по-своему подтверждают идею неадекватности происхождения театра кукол, но и показывают, как, сформировавшись, два русла, два течения – народное и культовое – определили и типы театров.
Далее ► Миракль, мистерия, моралите
Главная ► Мода и история театра