ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Актер, свободно творящий художник


Говорят, что актер — зависимая профессия. На первый взгляд кажется верно. Актер зависит от автора-драматурга, от того, какая ему выпала роль, хорошая или плохая, бедная мыслями и словами, написанная вяло и блекло. (С такой ролью может не справиться и большой талант.)

Актер зависит от режиссера. От того, видит или не видит его режиссер как интересную творческую величину. От того, есть ли режиссер — лидер в театре, есть ли у режиссера серьезная идейно-творческая программа, видение будущей судьбы коллектива, каждого актера в отдельности.

Актриса Андреева Мария Федоровна  Актер Южин Александр Иванович
Актриса Андреева Мария Федоровна
Актер Южин Александр Иванович

Не случайно наиболее благополучно существуют, полно и разносторонне выражают себя те актеры, которые работают в единстве, целостности множества вокруг крупнейших современных режиссеров (актерские гнезда Товстоногова, Ефремова, Эфроса и т.п.).



И все-таки актер самостоятельный, свободно творящий художник. Через роли и роль он выражает свое отношение к миру, свое чувство времени, свою позицию гражданина и художника. Режиссер намечает общие контуры образа, все остальное безраздельно отдано актеру, у которого есть драгоценное право активной интерпретации ролей. У большого актера есть своя, постоянно звучащая, главная тема. Есть свой круг героев.

Актриса Лилина Мария Петровна жена Станиславского
Актриса Лилина Мария Петровна, жена К. С. Станиславского,
в молодости в образе Снегурочки.

Здесь, например, узнаваемые, человечные, близкие своей «обыкновенностью», принадлежащие к крепкому и множественному народному типу герои Олега Ефремова; здесь единственные, уникальные великолепной духовностью люди из «золотого века», мученики духа князь Мышкин и Гамлет — Иннокентия Смоктуновского. Здесь странные и пылкие чудаки и бунтари, идущие в одиночку против течения, Чацкий, Кюхля, Полежаев, Мольер — Сергея Юрского. Здесь крупные социальные характеры, составляющие основу общества, — герои Михаила Ульянова и Кирилла Лаврова и т. д.

Только неталантливый режиссер ценит в актере послушного исполнителя, пассивно следующего приказу. Крупнейшие мастера режиссуры всегда дорожили актером — союзником, сотворцом, единомышленником; актером — свободно творящим художником.

Вероятно, Станиславский и Немирович-Данченко не смогли бы провести в жизнь свои художественно-революционные идеи, если бы они не были поддержаны сплоченным ядром замечательных актеров Художественного театра: Книппер, Москвиным, Леонидовым, Качаловым, Южиным, Лилиной, Савицкой, Лужским, Артемом, Андреевой и другими.

И наш, по меркам истории, недавний «Современник» не родился бы, не осуществил бы свою важнейшую идейную и художественную миссию в искусстве новейшего времени, если бы вожак коллектива Олег Ефремов не опирался на своих сверстников и друзей, актеров-единомышленников.

Художественная целостность спектакля →



При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .

Великие женщины XX века






Copyright 2011-2017 © SBL