ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Художественная целостность спектакля


Режиссер Хмелев и его постановка спектакля
Декорации в истории советского театра
Театральный художник и пространство сцены
Художники спектакля Шлепянов и Сумбаташвили
Гротескные декорации оформителя Крымова
Мейерхольдовские спектакли и конструкции
Оформление художника Боровского на Таганке
Театральный костюм, как важнейший элемент
Оформление «Смерть Иоанна Грозного»
Единство цветовой гаммы в декорации и костюме
Детали быта и вещи на сцене - правда жизни
Особенности в работе театральных художников
Театральный инженер в спектакле
Машинерия театральной сцены
Свет и оформление освещения в спектакле
Шумовое и звуковое оформление спектакля
Музыкальное сопровождение спектакля
Игровая стихия и зрелищность спектакля
Массовка и построение массовых сцен в спектакле

Уникальная для каждого спектакля форма...
Вот к чему нужно стремиться.
А. В. Эфрос

Репетиции — демократический и коллективный процесс. Предельно развязать инициативу всех — от исполнителя главной роли до безвестного осветителя, создать атмосферу безбоязненности, активности, равноправия — без этого режиссеру не выполнить многосложных своих задач.

Современная режиссура, какими бы путями ни шла она в искусстве, какой бы театр — психологический, условно-поэтический, публицистический — ни утверждала, единодушна в стремлении как можно раньше включать в общую работу художника, композитора. Чтобы было время для многих проб и вариантов. Чтобы пришло общее одушевление идеей, зерном, атмосферой будущего спектакля.

Художнику необходимо, как можно глубже «зарыться в спектакль» (В. Дмитриев), в живой и переменчивый процесс репетиций. Репетиции — будь это неожиданные находки режиссера, счастливо схваченный актером образ, интонация, атмосфера сцены — бесконечно много дают художнику.



Для оформления своего «Горячего сердца» МХАТ в середине 20-х годов пригласил Н. Крымова. Тонкий лирик, художник-реалист, Крымов сделал первые эскизы к спектаклю в соответствии с привычной для себя лирической манерой и в соответствии, как ему казалось, с пьесой А. Н. Островского, в которой живут русская девушка Параша, мудрый и добрый старик Силан, сердечный и самоотверженный Гаврила. Когда эскизы были готовы, Крымов принес их в театр и угодил прямо на репетицию третьего акта, знаменитого хлыновского «действа», которое во всю ширь и мощь, во всю силу неуемного русского озорства и самодурства разворачивается на загородной даче богача подрядчика Хлынова. Хлынова играл И. М. Москвин. Невероятно рыжий, с ярко-красной физиономией, с заплывшими глазками, в которых была то тоска, то веселье чертобесия, то злоба, в невероятном атласном жилете, с бесчисленными медалями на широченной груди метался по сцене Хлынов, не зная, куда поместить себя, куда спрятать себя от звериной скуки. Увидав Москвина, Крымов отказался показывать наброски своей работы. Читаем в записках художника: «... для меня стало ясно, что надо делать другие эскизы. Я стал работать, учитывая творческую характеристику, которую давал Москвин Хлынову... И вот я показал дачу Хлынова Станиславскому. И голубые колонны, и розовая роспись террасы под мрамор, и белые статуи. Все это мне представлялось отвечающим озорному характеру Москвина».

Художник начинает с эскизов, часто талантливых, ярких. Но как разительно меняются они в процессе создания спектакля, когда в условную, приблизительную выгородку или на полупустую еще сцену выходит живой человек — актер, дает плоть, кровь, нерв будущим образам; когда режиссер расставляет акценты, с каждым днем все глубже вскрывая зерно будущей постановки, составляя партитуру мизансцен, отыскивая тон, стиль, смену и контрасты ритмов.

В живом репетиционном процессе художник проверяет себя, свою работу, которая должна стать органической и неотторжимой частью спектакля, существовать в единстве, в контексте общего замысла, в активном и сложном взаимодействии с живым актером.

Режиссер Хмелев и его постановка спектакля «Последняя жертва» →



При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .

Великие женщины XX века




Copyright 2011-2017 © SBL