История моды маски куклы костюма

Теневой театр

Продолжая и развивая идею А. Авдеева о магическом характере театра теней, С. Кузнецова показывает, каким образом осуществлялись теневые представления. Она во многом опирается на капитальный труд Г. Хазё «О значении яванского театра». Голландский ученый, исследуя древнеяванскую литературу, первый установил, что «яванский театр возник на основе ритуала поклонения умершим предкам».

Марионетка

Марионетки – это небольшие куклы с подвижными шарнирами, которыми управляют с помощью нитей. Руки и ноги марионетки вырезают из дерева, отливают из пластмассы или делают из папье-маше. Ноги обычно утяжеляют свинцом. Марионетки управляются вага, то есть небольшим деревянным приспособлением, к которому они подвешены на нитях, основой которых является вощеный лен или шелковая леска.

«Известно, – пишет С. Кузнецова, – что во многих районах мира, в частности в некоторых областях Малайского архипелага, существует убеждение, что умершие обладают магической силой и могут оказывать покровительство и помощь. Для привлечения духов умерших изготовляются специальные фигурки, в которые они якобы должны вселиться. Сами души умерших представляются многим народам мира, в том числе и некоторым народам Индонезии, в виде теней. Именно этим объясняется... изображение деяний предков при помощи теневых картин. Проецирование фигурок предков на экране, возможно, на первых порах случайное, и положило начало теневому театру. Первоначально вызывание теней, задабривание их угощениями и благовониями осуществлялось у яванцев главой семьи в его собственном доме, а затем перешло в руки определенных людей – жрецов, шаманов. Несомненное сходство в общественных функциях и ритуальных действиях шаманов и далангов (кукловодов) можно заметить еще и сейчас».

Какое интересное для нас свидетельство – «сходство в общественных функциях и ритуальных действиях»! Мы уже говорили о социальной психологии такого рода театра, о магической функции теневых представлений. Нам следует теперь обратить внимание лишь на самый характер представления, на его стремление к таинственности и убедительной действенности.

С. Кузнецова приводит еще одно, чрезвычайно интересное утверждение Г. Хазё: «...задолго до того, как яванцы испытали индийское влияние, даланг, показывая тени мифических предков, воспевал их героические дела и подвиги. С течением времени, постепенно расширяясь и изменяясь, эти хвалебные гимны превратились в пространные повествования с определенной драматической формой. Когда пришли индийские иммигранты, они принесли с собой на Яву множество мифов и легенд, повествующих о деяниях своих предков. Проникнув в ваянг-кулит, индийские сказания стали излюбленной темой его пьес. Этому способствовало и то, что культ местных героев и предков замещался поклонением индийским богам, которые постепенно стали восприниматься яванцами как предки их правителей. Знаменитые некогда малайско-полинезийские боги и герои получили новые, индийские имена».

Неторопливый, эпический характер изложения («представление начиналось в десять часов вечера и длилось до рассвета») был подчинен задаче глубокого, проникновенного воздействия на зрителя. Правда, и в этом искусстве существовали некие комедийные интермедии, необходимые для разрядки, отдыха зрителей «...появлялись два клоуна – Киллекьята и его жена. Кукла, изображавшая Киллекьяту, была черного цвета, с всклокоченными волосами, толстыми губами, выпяченным животом, кривыми ногами и руками и огромным фаллосом».

Обратим внимание, что уже на ранних стадиях развития театра обнаруживается тенденция к созданию комических образов, знакомых народной комике. Ученые подчеркивают, что значение такого образа, так же как и способ применения его, выходили за пределы только лишь одного спектакля: «Киллекьята оказывает влияние на плодородие и урожай, поэтому во время жатвы его изображения ставились во всех концах поля». Образ большого собирательного значения, Киллекьята появляется в магическом действе. Разве не аналогичный процесс прослеживается и в средневековой Европе?

Обратим внимание также и на то, что спектакли кукольников, содержавшие магическое, ритуальное начало, сами по себе обретают в глазах человека свойства магические, заклинательные. «Представления теневого театра в Майсуре, как и на Яве, – пишет С. Кузнецова, – также считались благоприятствующими урожаю и показывались но время жатвы».

Далее ► Кукольное искусство древних

Главная ► Мода и история театра