История моды маски куклы костюма

Театральный инженер в спектакле

На сцене все должно быть искусством. Работа театрального машиниста например. Современная сцена оборудована очень сложной аппаратурой. Постановочный факультет Школы-студии имени В, И. Немировича-Данченко дает своим выпускникам диплом о высшем образовании. Современностью рождена новая профессия – театральный инженер. И эта работа у пульта сложных современных механизмов – тоже творчество.

Какое огромное значение в спектакле «Доходное место» А. Островского приобрел поворотный круг сцены. Спектакль начинался кружением. Мелькали интерьеры комнат богатой квартиры Аристарха Вышневского. Открывалась череда комнат, высоких белых дверей. Шла сквозь двери в развевающихся одеждах Анна Павловна, стремилась ускользнуть, избежать ненавистного мужа. И, монументальный, каменный, шел он. Движение круга словно помогало ему – обрывалось и замирало на главных его репликах и вновь вместе с ним устремлялось за беглянкой, вторило механицизму мрачных и гневных интонаций. Мертвая инерция дней, убеждений, окаменелого, раз и навсегда устоявшегося быта – вот что звучало в этом согласном кружении живых людей и мертвых пространств. Та инерция, страшную силу которой попытается преодолеть молодой Жадов.

Спектакль Сталевары
Спектакль «Сталевары» по пьесе Г. Бокарева.
Режиссер О. Ефремов, художник И. Сумбаташвили.

В «Сталеварах» Г. Бокарева на сцене МХАТа (режиссер О. Ефремов, художник И. Сумбаташвили) опускаются и движутся вверх панели цеховых ограждений, транспаранты с лозунгами и призывами; приезжают и уезжают за сцену фурки-платформы с деталями декораций и актерами; открываются огненные квадраты форсунок – глаза доменных печей, около которых работают Виктор Лагутин, Петр Хромов и их бригада. Движение, согласованные, напряженные ритмы происходящего на сцене (вместе с мощным звуком плавящегося в печах металла, голосами рабочих команд, господствующим цветом алого, очищающего людей огня) сразу же с первых мгновений спектакля вводят в атмосферу большого индустриального современного производства.

В спектакле А. Эфроса «Человек со стороны» индустриальный, заводской колорит, атмосфера мощной и ритмичной работы человеческого множества создается во многом через движение верхних софитов (театральных прожекторов, укрепленных на металлических штангах в ширину всей сцены). По существу они, да еще столы с зеленым деловым сукном и составляют оформление спектакля. А между тем на полупустой сцене возникает мир, обладающий особой эстетикой, ритмами, музыкальностью. Шеренги ламп то нависают низко над людьми и столами, то возносятся друг над другом. Играет ритм, плавность и контрасты движения. Играет материал – сверкающее, переполненное светом выпуклое стекло прожекторов, черное железо штанг, зеленое сукно деловых заседаний. Играет свет, распахнутость, обнаженность сцены.

Прямолинейная геометрия стержней с софитами рождает подобную себе геометрию перемещений, когда в линию выстраиваются столы, предметы обстановки и герои пьесы противостоят друг другу – немногие сторонники и многие противники энтузиаста, талантливого молодого инженера Чешкова.

Далее ► Машинерия театральной сцены

Главная ► Мода и история театра