У замечательных художников-реалистов «мхатовского корня» (того же В.Симова) современные мастера учатся искусству проникновенной жизненности, жизненной поэзии, поэтической атмосферы (без чрезмерности мелочей, излишества деталей в забвении целого, чем грешило порой оформление некоторых спектаклей МХАТа).
От лучших театральных художников начала века (А. Бенуа, М. Добужинского и других) мы принимаем их огромное живописное мастерство, богатство колористических решений, их высочайшую культуру, чувство стилей разных эпох (без самодовлеющего утверждения живописного начала на сцене).
Большой Драматический театр имени М. Горького, спектакль «История лошади» Л. Толстого. Холстомер – Е. Лебедев, Князь Серпуховский – О. Басилашвили.
В прошлое ушли крайности и догмы конструктивизма (так быстро и широко захватившего сцену 20-х годов и так сильно прозвучавшего в оформлении ряда спектаклей тех лет) – его сухость, схема, холод, безобразие. Но вместе с тем современный театр воспринял, как необходимые и обязательные для себя, многие конструктивистские принципы: лаконизм, простоту, безбоязненность эксперимента, изобретательность, архитектурную трехмерность в разрешении сценического пространства.
Тело актера объемно, трехмерно. Следовательно, такой же объемной должна стать и декорационная установка. Когда -то на замечательном трагическом спектакле А. Таирова «Федра» в 1922 году потрясением для зрителей стал (помимо игры актеров Коонен, Церетели) взломанный изнутри, вздыбившийся плоскостями наклонных площадок прежде плоский пол сцены (недаром возникал в сознании зрителей образ несущегося в бурю, накренившегося корабля со всеми его палубными надстройками).
Театральный художник должен быть превосходным живописцем, колористом. Но он же и организатор пространства сцены, он – архитектор. Он и строитель, тонко чувствующий и использующий обнаженный материал, фактуру материала (ржавая железная сетка, которую использует в создании своего фантастического дома -колодца, улья нищеты и страданий художник А. Васильев в «Петербургских сновидениях» по Ф. Достоевскому на сцене Театра имени Моссовета; грубая веревочная вязка символического занавеса - рока у Д. Боровского в «Гамлете» на Таганке; серый холст, кожа сбруи в «Истории лошади» – художник Э. Кочергин на сцене Ленинградского БДТ и др.).
Главным уроком тех неповторимых, начальных в истории советского театра лет (применительно к искусству театральных художников) стало отрицание статической, пассивно -иллюстрирующей декорации.
Сегодняшние художники стремятся не к имитации, а к «театральности образного театра», которая не есть «бутафорская красивость, ... навязчивая нарядность», а есть «концентрация материала, его приподнятость, наибольшая выразительность» (Ю. Пименов).
«Оформление должно жить, как действующая сила, а не как фон» (Н. Шифрин).
«Игра актеров» должна быть уравновешена в «игре декораций» (П. Вильямс). (Ю. Пименов, Н. Шифрин, П. Вильямс – крупнейшие мастера сценического оформления, принадлежавшие к разным школам, работавшие в строго индивидуальной творческой манере, они тем не менее едины в отрицании натурализма на сцене.)
Далее ► Художники спектакля Шлепянов и Сумбаташвили
Главная ► Мода и история театра