Молодой Мейерхольд обращается к примеру и опыту великих театральных эпох – искусству средневековых гистрионов, мимов и шутов, к народному театру-балагану, к итальянской комедии дель-арте, к блестящей мольеровской театральной эпохе.
Как всегда, доходя в привязанностях и антипатиях своих до крайности, до предела, Мейерхольд в ту пору вместе с недостатками ошибочно отвергает целое направление психологического реализма на сцене. Всю жизнь он любит и благоговейно чтит Станиславского и всю жизнь спорит с ним.
Константин Станиславский
Художник Николай Андреев, 1921 год
Но когда в конце 1930-х годов у Станиславского спросят, кого он считает лучшим советским режиссером, он ответит: «Единственный режиссер, которого я знаю, это Мейерхольд». Таким образом, завершающий свое великое жизненное поприще учитель отдаст должное мощи воображения ученика, его художественным открытиям, которыми тот доказал и утвердил грандиозную силу обобщения, свойственного сценическому искусству, силу и мощь его политического, воспитательного, преобразовательного воздействия на жизнь и людей-современников.
Сложные и многомерные взаимоотношения Станиславского и Мейерхольда, режиссерской системы МХАТа и мейерхольдовских идей условного, метафорического театра нельзя свести к элементарному взаимоотталкиванию. Здесь иная – не прямая, не буквальная, но безусловная сила воздействия друг на друга. Здесь синтез существенных принципов и идей.
Сгущенно-образное, гротескное, динамичное и буйно-красочное «Горячее сердце» Станиславского стало возможным именно в неповторимой художественной атмосфере первого послеоктябрьского десятилетия, театральные искания которого, их направление, их тонус и темперамент во многом испытал и Мейерхольд.
И мейерхольдовского творчества не могли не коснуться, не войти в самую его плоть вечно живые идеи Станиславского. О «всеобщности», «всепроникаемости» мхатовского начала написал в статье «Про это» Г. А. Товстоногов: «Мхатовское ЭТО стало открываться и открывается мне и в других театрах совсем иных направлений, как высшее, концентрированное проявление жизни человека на сцене. Я любил и люблю безудержную фантазию, театральную изобретательность, эксперимент Мейерхольда. Мне многое дал рациональный и красочный мир поэтического театра Таирова. Но я стал различать это и в спектаклях этих театров».
Далее ► Режиссер Таиров
Главная ► Мода и история театра