Камерный театр Александра Яковлевича Таирова родился за три года до революции и в год начала первой мировой войны – 1914-й. После МХАТа еще один «режиссерский театр», один из первых в стране, с умным, одаренным лидером во главе («культурнейшим» человеком своего времени, по определению А. В. Луначарского), с четкой, последовательной программой действий, которая эволюционировала, дополнялась от этапа к этапу.
До революции режиссер Александр Яковлевич Таиров начал с неприятия натуралистического, бытового театра, с противостояния мелкой, мещанской драме прозаическому бытовизму на сцене 1900-х годов. Он строил свой театр как театр крупных форм, предельных жанров трагедии и арлекинады. На разных этапах он по-разному называл его – «театром неореализма», «эмоционально насыщенных форм», «сгущенного реализма», «конкретного реализма» и, наконец, в пору зрелости – театром «крылатого реализма».
Актриса Алиса Коонен в спектакле
режиссера Таирова «Федра» Ж. Расина, 1922 год
«Основным свойством художественного мышления Таирова было стремление к укрупнению», – пишет в своей известной статье «О Таирове» П. А. Марков. Режиссер хотел говорить о вечных страстях, владеющих человеком, о ненависти и любви, о жажде жизни и повторяющейся в каждом поколении неизбежной трагедии смерти.
Красочный и яркий мир сценического зрелища он хотел противопоставить сумеркам
российского безвременья, тоске и будничности жизни, кровавой бессмыслице ненужной народу войны.
Не принимая будней и мелочей натурализма, режиссер Таиров так же решительно отвергал и
условный театр за его, как он считал, сухость, рационализм и главным образом за
подчиненное и несвободное положение актера. В программе Камерного театра (на
всех этапах его развития) актеру, проблемам актерского мастерства отведено центральное место.
Таиров мечтает о сверхактере, раскрепощенном, равно свободном в слове, движении, мимической игре и пластике, владеющем исполнительскими стилями разных эпох. Он размышляет об утрате культуры слова. Замечательно владеющий секретом мизансцены, режиссер Таиров особенное внимание обращает на пластическую, телесную выразительность актеров, стремится воспитать в них чувство ритма, внутренней музыкальности. Не случайно так любит он трудный и редкий на русской сцене жанр пантомимы (в репертуаре Камерного театра это «Духов день в Толедо» М. Кузьмина, «Покрывало Пьеретты» Э. Донаньи – А. Шницлера, «Ящик с игрушками» К. Дебюсси и др.), так часто обращается к синтетическим, музыкально-драматическим жанрам. (Вместе с «Федрой» для молодого Камерного театра программным спектаклем стала оперетта «Жирофле-Жирофля» Лекока.)
Далее ► Таиров и Камерный театр
Главная ► Мода и история театра