Вечером 25 февраля 1917 года улицы города были пустыми. Слышались выстрелы. На площадях, гулко цокая по мостовой, разъезжали военные патрули. Режиссеру спектакля «Маскарад» Мейерхольду и художнику Головину, чтобы попасть и театр, пришлось перебегать Невский проспект под пулями. Исполнитель главной роли Юрьев опоздал к началу
представления, потому что коляску, в которой он ехал, без конца останавливали офицерские наряды.
И в театре была тревога. Соберутся ли зрители? Успеют ли актеры? Директор Теляковский с минуты на минуту ждал звонка от министра двора барона Фредерикса с распоряжением отменить спектакль.
Мейерхольд, режиссер спектакля «Маскарад». Фотография у зеркала.
С опозданием на полчаса «Маскарад» все же был начат. И блестящий Александринский театр оказался полон столь же блестящей публики. Ни одного пустого места в ложах, ни одного свободного кресла в партере. Присутствовали даже великие князья, не слишком жаловавшие драму и более отмечавшие балет.
Что это было? Беспечное непонимание того, что совершалось в тревожной петербургской ночи за стенами театра? Или страх и тревогу победил колоссальный интерес к спектаклю, который еще до своего рождения стал легендой и который репетировался целых шесть лет?
Или это было желание поддержать иллюзию, доказать себе и
окружающим, что все в мире будет неизменным, и блеск, и золото, и безмятежность, и вечный праздник жизни навсегда останутся привилегией тех, кто привычно и хозяйски расположился в золотых ложах, в креслах партера?
Но благодушие и безмятежность исчезли с первыми мгновениями спектакля. Едва открылся интерьер игорного дома, в клубах дыма от бесчисленных чубуков и трубок, с огромным овальным зеленым столом, заваленным грудами золота и ассигнаций, едва зазвучали голоса игроков – безжизненные, пронизанные судорожным напряжением, – тревога вошла в блестящий александринский зал.
И зрители, и актеры, в особом волнении начавшие спектакль, вдруг ощутили, что нынешний вечер – рубежный, что никому из присутствующих не забыть его, потому что неведомое, грозное, иное, чем устоявшаяся и привычная жизнь, приблизилось вплотную, встало на пороге.
Дуновение жути пронеслось по рядам зрителей, так символически и
грозно, так пророчески прозвучала фраза Неизвестного:
«Несчастье с вами будет в эту ночь!»
Словно он говорил ее не только врагу своему Арбенину, но и всем тем, к то так долго и бездумно пользовался радостями жизни, всем этим маскам роскоши и беззаботности, сидевшим в зале и еще не знавшим, что
маскарад их жизни окончен навсегда.
Сквозной темой постановки «Маскарада» 1917 года стала тема возмездия, окончания эпохи и призрачности мира, уходившего в эти дни безвозвратно в прошлое.
Далее ► Премьеры для поколения
Главная ► Мода и история театра