История моды маски куклы костюма

Cпектакль «Маскарад» 1917 года

Вечером 25 февраля 1917 года улицы города были пустыми. Слышались выстрелы. На площадях, гулко цокая по мостовой, разъезжали военные патрули. Режиссеру спектакля «Маскарад» Мейерхольду и художнику Головину, чтобы попасть и театр, пришлось перебегать Невский проспект под пулями. Исполнитель главной роли Юрьев опоздал к началу представления, потому что коляску, в которой он ехал, без конца останавливали офицерские наряды.

И в театре была тревога. Соберутся ли зрители? Успеют ли актеры? Директор Теляковский с минуты на минуту ждал звонка от министра двора барона Фредерикса с распоряжением отменить спектакль.

Мейерхольд у зеркала
Мейерхольд, режиссер спектакля «Маскарад». Фотография у зеркала.

С опозданием на полчаса «Маскарад» все же был начат. И блестящий Александринский театр оказался полон столь же блестящей публики. Ни одного пустого места в ложах, ни одного свободного кресла в партере. Присутствовали даже великие князья, не слишком жаловавшие драму и более отмечавшие балет.

Что это было? Беспечное непонимание того, что совершалось в тревожной петербургской ночи за стенами театра? Или страх и тревогу победил колоссальный интерес к спектаклю, который еще до своего рождения стал легендой и который репетировался целых шесть лет?

Или это было желание поддержать иллюзию, доказать себе и окружающим, что все в мире будет неизменным, и блеск, и золото, и безмятежность, и вечный праздник жизни навсегда останутся привилегией тех, кто привычно и хозяйски расположился в золотых ложах, в креслах партера?

Но благодушие и безмятежность исчезли с первыми мгновениями спектакля. Едва открылся интерьер игорного дома, в клубах дыма от бесчисленных чубуков и трубок, с огромным овальным зеленым столом, заваленным грудами золота и ассигнаций, едва зазвучали голоса игроков – безжизненные, пронизанные судорожным напряжением, – тревога вошла в блестящий александринский зал.

И зрители, и актеры, в особом волнении начавшие спектакль, вдруг ощутили, что нынешний вечер – рубежный, что никому из присутствующих не забыть его, потому что неведомое, грозное, иное, чем устоявшаяся и привычная жизнь, приблизилось вплотную, встало на пороге.

Дуновение жути пронеслось по рядам зрителей, так символически и грозно, так пророчески прозвучала фраза Неизвестного:

«Несчастье с вами будет в эту ночь!»

Словно он говорил ее не только врагу своему Арбенину, но и всем тем, к то так долго и бездумно пользовался радостями жизни, всем этим маскам роскоши и беззаботности, сидевшим в зале и еще не знавшим, что маскарад их жизни окончен навсегда.

Сквозной темой постановки «Маскарада» 1917 года стала тема возмездия, окончания эпохи и призрачности мира, уходившего в эти дни безвозвратно в прошлое.

Далее ► Премьеры для поколения

Главная ► Мода и история театра