Художники, труженики, бойцы, крупные личности, они шли своей особой,
неповторимой дорогой в искусстве. Советские режиссеры зачастую славились трудными, неуживчивыми
характерами. Именно потому, что требовали максимального, высшего, предельного в
театре, не хотели идти проторенным путем и за массой ежедневных забот и тревог
не забывали о высокой гражданской и нравственной цели, о главном назначении своего призвания.
Для большинства лучших советских режиссеров была характерна забота о будущем, о
преемниках, об учениках. И они могли бы присоединиться к словам Станиславского:
«Для нас... чрезвычайно важно сознание, что после нашей смерти (духовный) капитал есть кому завещать».
Режиссер Эфрос Анатолий Васильевич
Связь не прервалась. Богатейшее наследие Станиславского, Немировича, Вахтангова, Таирова, Попова, Завадского, «большой» советской режиссуры первого послеоктябрьского поколения ныне воспринято и мобилизовано к действию. На сегодняшней нашей сцене работает отряд талантливых и зрелых, разнообразных по своим методам, задачам, творческим программам режиссеров.
Это и Георгий Александрович Товстоногов, создавший заново на базе почти пустовавшего в конце 1950-х годов Ленинградского БДТ коллектив крупных классических очертаний, первостепенного актерского мастерства. По праву считающий себя последователем психологической школы МХАТа, художник-реалист, Товстоногов на протяжении многих лет осуществляет связь своего коллектива с большой классической русской литературой. Он ставит Чехова («Три сестры»), Достоевского («Идиот»), Горького («Варвары», «Мещане», «Дачники»), Толстого («Холстомер»). Он работает в тесном, кровном контакте с лучшей современной прозой и драматургией. (На афише театра имена Шолохова, Шукшина, Тендрякова, Вампилова и т.д.) Не случаен эпический размах, крупный масштаб лучших постановок театра, в соответствии с программой талантливого лидера, вторгающихся в важнейшие области народного бытия, затрагивающих большие кардинальные проблемы современности. Третье десятилетие театр высоко держит знамя правды – человеческой, гражданской, социальной. Он ищет в разных жанровых и стилевых направлениях (народной трагедии – «Поднятая целина», «Три мешка сорной пшеницы»; социальной и психологической драмы – «Варвары» и «Дачники»; народной национальной комедии – «Ханума», малых драматических форм на своей экспериментальной сцене). Он смело соединяет условное, метафорическое начало с пронзительной, обнаженной правдой чувств, с глубокой философской мыслью, как это случилось в недавнем по времени, вызвавшем огромное потрясение у зрителей и общественности толстовском «Холстомере».
Это и Олег Ефремов – лидер первенца 1960-х годов, любимейшего театра нашего времени – «Современника». Ефремов – воспитатель целого молодого поколения одаренных актеров. Режиссер, в совершенстве владеющий методологией работы с актером, обладающий тонким и проникновенным чувством жизненной правды, ощущением насущных социальных проблем времени. Крупный деятель и театральный организатор, обладающий даром проповедничества, учительства со сцены – защиты добра, благородства, нравственной высоты и чистоты в человеке.
Это и Анатолий Эфрос – советский режиссер широкого диапазона, неутомимого эксперимента и поиска, режиссер, одушевленный идеей вечного обновления искусства, восходящий от этапа к этапу в своем творчестве. Глубокий психологизм спектаклей Эфроса (так же как и Ефремова, высоко ценящего и умеющего пробудить к жизни творческое начало актера) год от года приобретает все более мощное наполнение, не только чувственно-эмоциональное, но и философское. Все чаще соединяется оно с яркой театральностью, открытой условностью, гротескной сгущенностью формы (как это стало в недавней фантасмагорической, трагической и комедийной «Женитьбе»).
Далее ► Советские режиссеры послевоенной поры
Главная ► Мода и история театра