У музыканта, художника, скульптора, писателя есть великолепная возможность ждать – не садиться за рукопись, не вставать за мольберт, пока не придет радостная и высокая минута вдохновения. Актер лишен и этой возможности. Он должен играть (или в полную меру сил работать на репетициях) тогда, когда этого требует необходимость общего дела – его театра.
Актер – художник коллективно-зависимый и коллективно-ответственный. Как же все-таки сделать, чтобы при столь сложных обстоятельствах его самочувствие было нормальным, творческим? Как сделать, чтобы он жил в образе, вдохновенно творил под взглядами сотен людей из зала? Как уничтожить мешающую вдохновению зависимость от зрителя, от публики? Как вызывать, «выманивать» из тайников актерской души само вдохновение?
Станиславский в работе над книгой
Разрешению этих задач посвятил свою жизнь великий Станиславский. Он открыл закон внутреннего оправдания роли, органического творчества актера, цель которого – воссоздать на сцене «жизнь человеческого духа». Система Станиславского есть универсальный творческий метод работы с актером, метод всестороннего и гармонического, нравственного и профессионального воспитания актера.
Над своей системой Станиславский работал всю жизнь. Самые начала ее, первые опыты осмысления собственного творчества и творчества больших русских актеров находим мы в его юношеских записях о сценических переживаниях и впечатлениях. (После смерти Константина Сергеевича они были опубликованы в отдельной книге под названием «Художественные записи».) В 1900-е годы у Станиславского возникла идея написать «настольную книгу драматического артиста», своего рода грамматику драматического искусства.
Система Станиславского, английское издание и
исследование его метода работы с актером
В 1907-1908 годах в журнале «Русский артист» появились страницы воспоминаний Станиславского о начале Художественного театра, написанные в форме дневника. Дневник становится излюбленным литературным жанром великого режиссера.
Вдали от Родины во время американских гастролей в 1923 году начинает Станиславский свою книгу «Моя жизнь в искусстве», которая выходит далеко за пределы личной биографии замечательного художника и становится величайшим по глубине и обобщению исследованием театрального искусства. На английском языке книга вышла в 1924 году.
Сразу же по возвращении в Москву Станиславский приступает к работе над русским изданием, вносит в первоначальный вариант столько изменений и добавлений, так что, по существу, книга оказывается заново написанной. Окончательная редакция завершена в 1925 году. В Москве летом 1926 года «Моя жизнь в искусстве» выходит в свет.
Этот классический для мирового театра труд Станиславский завершает обещанием изложить в скором времени свою систему актерского творчества. Он замышляет ее в двух фундаментальных частях:
1) внутренняя и внешняя работа актера над собой,
2) внутренняя и внешняя работа над ролью.
«Моя жизнь в искусстве» – это введение, вступление в систему. Станиславскому удалось завершить только первую часть своего труда, прекрасно
разработав методологию актерского творчества, технику органичного перевоплощения в образ.
Далее ► Работа актера над собой в творческом процессе
Главная ► Мода и история театра