Есть в исторической летописи русских театральных премьер такие, которые как бы оказались на сломе, на стрежне двух эпох – старой, уходящей в небытие, и наступающей, новой, революционной.
25 февраля 1917 года, в самый канун Февральской революции, на сцене Александринского театра в Петрограде
состоялась премьера спектакля «Маскарад» М. Ю. Лермонтова в постановке Вс. Мейерхольда, в декорациях А. Я. Головина, с музыкой А. К. Глазунова. Этот торжественный, пышный, мрачный спектакль потом назвали закатом империи.
Премьера спектакля Маскарад на сцене Александринского театра
в Петрограде 25 февраля 1917 года
Один из самых замечательных театральных живописцев начала нынешнего века А Я. Головин создал декорации большой изысканности и художественного великолепия. «Величественный, весь в золоте и зеркалах портал с массивными двустворчатыми дверями по сторонам, напоминавшими двери Екатерининского дворца в Царском селе... объединялся с не менее великолепной залой Александринского театра», – свидетельствует в своих записках Ю. М. Юрьев, премьер Александринской сцены, игравший в «Маскараде» Арбенина.
За порталом перед каждой картиной поднимались и опускались декоративные панно, сверкающие пурпуром, лазурью, серебром и позолотой. С торжественной безмятежностью, с величественной плавностью лились мелодии вальса Глазунова. И этот пышный, раззолоченный мир на сцене вступал в трагическое созвучие с тем, что совершалось в это время в реальной жизни, за стенами театра.
А там была бездарно проигранная война, за которую народ заплатил миллионами жизней. Была жалкая и шутовская чехарда с назначением министров, бесплодные словоговорения в Государственной думе, убийство Распутина. Было растущее недоверие масс к правительству, всеобщее недовольство, разорение, начавшийся голод. Одна из последних репетиций «Маскарада» была прервана, потому что по Невскому, в непосредственной близости от театра, двигалась к Московскому вокзалу колоссальная демонстрация рабочих Путиловского завода, требовавших хлеба.
«Второй день как в Петрограде идут беспорядки, – записывал в дневнике директор императорских театров Теляковский, – сначала на экономической почве, а потом перешли на политическую. Недостаток хлеба и продовольствия. Бастуют фабрики и заводы, даже работающие на оборону. Сегодня не вышли газеты и, говорят, не выйдут и завтра».
Далее ► Cпектакль «Маскарад» 1917 года
Главная ► Мода и история театра