Много раз и в разное время повторялась на мировой и русской сцене жизнь бессмертного шекспировского «Гамлета». Спектакль «Гамлет» в Художественном театре в 1910-х годах вместе со Станиславским ставил знаменитый английский режиссер Гордон Крэг. В советское время «Гамлета» ставили Николай Акимов и Николай Охлопков. «Гамлет» новейшего времени – в Театре на Таганке. И все это – бесконечно разные спектакли и замыслы. И все это – Шекспир.
Гамлет, Эжен Делакруа, 1839, Лувр.
Образ, созданный художником, часто
использовался при оформлении спектаклей.
Для Крэга «Гамлет» был философским отвлечением, общим и могучим рассуждением о высоте человеческого духа и о пороках, присущих человечеству. Ему неважно было, что действие «Гамлета» происходит в средние века, где-то на севере, что король с королевой живут в замке Эльсинор. Крэг представлял будущий спектакль монодрамой, в которой одно-единственное действующее лицо – бесконечно одинокий, трагически одинокий Гамлет. Все остальные действующие лица – король, королева, двор – появляются в спектакле не такими, как они есть на самом деле, а такими, как представляются Гамлету. В Гамлете – высота духа. В окружении – низкая проза жизни, алчность, бездуховность, тупость. Крэг хотел, чтобы Гамлет выглядел «замечательным человеком», красивейшим человеком, а придворные – уродами с зелеными, жабьими лицами, с выпученными глазами, с растянутыми ртами. Главная черта Гамлета – безошибочное, острое ощущение пошлости.
Крэгу чудились шепоты, шорохи будущего спектакля, где никто не осмеливается говорить громко, ходить прямо, где все шелестят неслышно и подобострастно, выпрашивая, выклянчивая милости у короля. Режиссер хотел, чтобы действующие лица спектакля вызывали ассоциации с животным миром, чтобы в короле виделся крокодил, в Полонии – жаба, в Розенкранце и Гильденстерне – хамелеоны. Крэг предполагал, что все оформление спектакля будет состоять из тускло-золотых, уходящих в вышину квадратных колонн, которые в основании своем имеют скрытые шарниры и потому могут свободно перемещаться, образуя то глухую стену, то уходящий в глубину, бесконечно мерцающий золотом коридор, то завиток лабиринта, из которого не выбраться Гамлету.
В 1950-е годы «Гамлета» показал Н. П. Охлопков. Вместе с художником В. Ф. Рындиным был найден главный образ спектакля – гигантские железные ворота, разделенные на квадраты. Трудно, медленно раскрывались их кованые створы, доходившие до самых колосников. Эльсинор, нехотя и размышляя, допускал в свои страшные тайны. Открывались ворота, подымались заслонки в клетках. Разукрашенная, пестрая, в пышных придворных костюмах, теснилась в квадратах-клетках толпа придворных. А через все пространство сцены, остававшееся пустым, в черном бархатном костюме, в монашеском трауре шел Гамлет – чужой среди сытости, пышности, суеты. Тяжесть ворот, их медленный, трудный ход, клетки с пестрыми придворными зримо подтверждали идею режиссерского замысла – сказать о тюрьме Эльсинора, в которой хорошо живется лишь угодливым и подлым.
А в шекспировском спектакле в Театре на Таганке все определил, организовал собой, задал ритм и энергию действию подвижный занавес-рок, занавес-судьба (художник Д. Боровский). Сшитый из грубой и тяжелой ткани, цветом напоминавший высохшую землю, тлен, пепел, прах, занавес то двигался на нас, гоня перед собой испуганную толпу обитателей Эльсинора, то шел по диагонали, отделяя Гамлета от преступников, доносчиков, убийц, то опускался за спиной главного героя, падал сильно, мягко, заслоняя, оберегая его от зла, то шел волнами, путаясь под ногами действующих лиц, сбивая изощренную интригу Полония и короля. В финале, неслышный, неумолимый, как судья, сметал в небытие, в забвение всех, оставляя на сцене единственного героя, защитника чести и красоты – Гамлета.
Далее ► Начало эпохи режиссерского театра
Главная ► Мода и история театра