История моды маски куклы костюма

Театр периода мифологической архаики

Российский литературовед и филолог Ольга Михайловна Фрейденберг отнюдь не склонна усматривать связи между историческим развитием идеи театра кукол и формами самой театральной куклы. Она лишь пытается доказать, что кукла-марионетка (marion) появилась раньшe, чем кукла более «низкого» происхождения (впоследствии Петрушка), доказывая это тоже с помощью семантики. Справедливо утверждая, что первые изображения божества «в натуральную величину» относятся к маленькой марионетке, как храм к храмику («Величина здесь не играет ни роли упрощения, ни роли человеческой изобретательности»), она задается вопросом «кто же это божество – женское или мужское, Марион или Петрушка». И отвечает, что ответ лежит в семантике архитектурной: «В верхнем этаже... местопребывание женское. Петрушка, как божество мужское, модификация Диониса, подвержен смерти и смертью уносится». И как окончательный вывод: «Идея всего кукольного театра: он единственный театр, протагонистом которого является божество не мужское, а женское, и тем самым единственнее он сам, древнее и изумительнее, чем обычный для нас театр, театр Диониса».

Пьеро

Пьеро – уменьшительная форма имени Пьер – один из основных и любимых персонажей народного ярмарочного театра или театра французской комедии. Персонаж возник в середине XVII века и представляет собой тип ловкого слуги-шельмы, который старается добиться своей корыстной цели, прикрываясь добродушием.

Трудно оспаривать и это последнее утверждение Фрейденберг, если считать, что в ее работе речь идет о периоде мифологической архаики, о дофессалийском, или доолимпийском, периоде.

Те исследования, которые будут специально посвящены происхождению театра кукол, очевидно, не однажды, еще вернутся к этим суждениям. У нас – другая тема. И если из всего многообразия идей, предложенных нам учеными, нас и может интересовать какая-либо из ее концепций, то прежде всего идея множественных и неадекватных истоков происхождения этого искусства, идея, которая, очевидно, глубже и рельефнее поможет нам разобраться в самом существе театра кукол и наличии в нем разных течений, способов мышления, методов, систем, типов.

«Под мифологической архаикой мы понимаем тот древнейший период мифологии – дофессалийский, или доолимпийский, который относится ко времени еще матриархального рода, то есть к периоду собирательно-охотничьего хозяйства и начальных ступеней производящего хозяйства. Принципом оформления всех вещей и явлений является для первобытного сознания принцип беспорядочности, несоразмерности, диспропорции. Мир и природа представляют для первобытного человека некое живое и одушевленное физическое тело. А так как первобытный человек видит перед собой только землю с составляющими ее предметами и небо, то земля (греческое chothon), живая, одушевленная, все из себя производящая и все собою питающая, включая и небо, которое она тоже из себя здесь рождает, – есть основа мифологии эпохи матриархата. Эта древнейшая мифология и называется хтонической. Как женщина является на данной ступени главой рода, кормилицей и воспитательницей, так и земля является здесь источником и лоном всего мира, богов, демонов, людей».

Немалый интерес для историка театра кукол представляет и работа, созданная уже в пятидесятые годы. Речь идет о фундаментальном труде А. Д. Авдеева «Происхождение театра». Авдеев значительно расширяет и углубляет мысль о безусловном историческом сопряжении множественности истоков театрального искусства и различия между театральными системами уже в более поздние времена, когда театр обрел формы и законы эстетической самостоятельности.

Авдеев, следуя мысли К. Маркса о том, что идеологии человека возникают в связи с материальной его деятельностью и тесно переплетены с нею, начинает рассмотрение истоков театра с палеолита. И обнаруживает их уже в первобытном обществе.

Для нас же в этой работе наиболее интересна глава, где Авдеев рассматривает тот период развития человеческого общества, который связан с переходом от охотничьей системы хозяйства к земледелию. Он показывает, как совершенствуется в этот период сознание, наблюдательность человека, как расцветают его творческие силы. Человек уже пытается изображать не только конкретного зверя или предмет, орудие охоты и труда, но и отвлеченные понятия – зиму, лето, явления природы. Развитие метафорического мышления привело его к очеловечиванию явлений: понятия изображаются им с помощью человекообразных фигурок, кукол, чучел, которые сами уже впоследствии наделяются некоей магической силой.

Далее ► Народные игрища

Главная ► Мода и история театра