История моды маски куклы костюма

Герои сегодняшнего дня

Образцов приглашает за ширму героев сегодняшнего дня. Даже сказочные его герои читаются как смешно, а иногда как нарочито карнавально переодетые сегодняшние люди. Пригласив же их, этих сегодняшних людей, на сцену, он сооружает для них ширмы-шары, ширмы-барабаны, пестрые, карнавально-веселые, озорно раскрашенные. И заставляет этих сегодняшних людей адаптироваться в сложной для них карнавальной среде. Может быть, именно поэтому люди в его театре и обнаруживают такое количество неожиданных преувеличенно-острых черт характера, такие подъемы и спады настроения, такую контрастность и пересортицу качеств.
Образцов проверяет своих героев самой жизнью – зритель безоговорочно доверяет им, его устраивают их морально-нравственные критерии. В этих героях зритель легко угадывает духовный мир современного человека.

Спрессованность, компактность изображения только увеличивают уважение к этим героям – зритель в эти годы ищет тех встреч с искусством, которые несут с собой четкую определенность суждений и выводов, строгую концепционность решений. Это, пожалуй, главное, чему учится Образцов у кино. Его спектакли этих лет столь же определенны, точны и безупречно цельны в своих устремлениях, как и фильмы тридцатых годов. Они оказываются очень жизнестойкими во времени.

Карнавальная среда образцовских спектаклей так и остается условной средой, подчеркивающей решительный водораздел между жизнью и театром. Герои ничуть не страдают от пестроты красок и условно-театрального окружения– их прочность измеряется прямыми контактами с идеями времени. Внешние приемы кино неизмеримо меньше волнуют Образцова, чем поэтика этого искусства. К концу сороковых годов, когда кино полностью овладевает психологическим искусством, контакты становятся еще более глубокими. Вернее, контакты обретают другой характер.

Театр кукол, так многому научившийся у кино, решает поставить пародию на кинобоевик. В конце сороковых годов ГЦТК работает над спектаклем «Под шорох твоих ресниц». Образцовцы высмеяли пошлость эстрады. Им показалось этого мало. Теперь они решили подвергнуть сомнению и острую детективность западных кинобоевиков, поиздеваться не столько над их создателями, сколько над потребителями эстетического мусора.

Театр кукол азартно ставит спектакль, пародирующий нравы современного Голливуда. Он отлично знает не только пародируемый материал, но и те изъяны жанра, которые свойственны всякому киноремеслу, какой бы стране оно ни принадлежало. Любопытно, однако, не то, что ГЦТК снова обращается к пародии и способен подняться над пародируемым материалом, заметить смешное, нелепое, странное в этой профессии. Любопытно, что мастера играющих кукол, такого, казалось бы, искусства, на первый взгляд далекого от идей, проблем современного кино, оказываются способными не только к пародии, но и к воспроизведению тех специфических средств, какими пользуется кино, тех черт, которые составляют его особенность. Снова театр кукол выступает талантливым пародистом.

Кинорежиссеры с удивлением изучают тайны загадочного мастерства кукольников. «Играйте, как куклы», – восклицает в начале пятидесятых годов Григорий Михайлович Козинцев, выдающийся кинодеятель, нисколько при этом не впадая в иронию, шарж или парадоксальность.
«Учитесь у кукол!» – просит Григорий Михайлович Козинцев актеров кино, подразумевая под этим необходимость обратиться к опыту образцовцев, которые научились работать по «системе» Станиславского.

Умение быть максимально искренними, предельно органичными в самые короткие периоды жизни куклы, от ее «оживления» до нового «умирания», даже если эти переходы содержат всего лишь доли минуты, – именно эти качества более других восхищают Козинцева в образцовцах.

Далее ► Монтаж аттракционов

Главная ► Мода и история театра