«Для театра агитационного аллегоризм оказался очень удобным приемом. Недаром же в репертуаре нашего времени воскресли опять черты, родственные средневековому моралитэ и иезуитской драме. Аллегоризм вредит, конечно, правдоподобию изображаемого. Но агитационный театр не укладывается в реалистические рамки», – пишет украинский и российский литературовед Александр Иванович Белецкий. Вновь на площадях, улицах, уже не Рима, Познани, а Москвы, Ленинграда, Воронежа и других советских городов, возникают огромные аллегорические фигуры.
Один из персонажей народного маскарадного театра – Бельтрам. Комедия дель арте родилась из карнавальных празднеств. Театра еще не было, но были шуты, мимы, маски. Другим фактором появления театра итальянской комедии стало зарождение национальной итальянской драматургии. Начиная с XV столетия, новые пьесы для театра «Комедия дель Арте» сочиняли П. Аретино, Л. Ариосто, Б. Бибиена, Никколо Макиавелли и другие итальянские новеллисты.
Подчеркивая чрезвычайную важность агитационных задач в эти годы,
советский политический и государственный деятель, писатель Анатолий Васильевич
Луначарский в одной из своих статей подробно останавливался на художественных
свойствах именно такого рода «аллегорического действа»: «Под агитационным
театром я разумею театр-плакат, театр, в ярких остроумных образах и
сценических положениях пропагандирующий определенные призывы, раскрывающий смысл
происходящих событий, борющийся с предрассудками или контрреволюционной
агитацией, – словом, театр как своеобразное дополнение к устной и письменной агитации – к газете».
Высоко оценивая агитационный театр, доказывая, что ему еще предстоит сыграть
видную роль в развитии социалистической культуры, Луначарский напоминает:
«Коммунистическая партия и Советская власть крайне заинтересованы в широком
расцвете агитационного театра, и уже первые опыты показывают, что в этом
направлении можно добиться великолепных успехов».
В самом деле, достаточно представить себе грандиозную картину массового действа, в центре которого – огромная фигура, символизирующая пролетариат, крестьянство, или, шире, труд, либо буржуазию, капитал, чтобы понять, какую большую нагрузку должно было нести это зрелище. Огромная аллегорическая фигура появляется при праздновании Первого мая 1918 года в Самаре. Она – своего рода центр массового театрализованного действия «Апофеоз труда».
В 1918 году в Воронеже в дни празднования годовщины Октября появляется «аллегорическое действо» – «Гибель империалистической гидры». Для этой цели была сооружена огромная механическая кукла (50–60 метров высоты), которая изображала гидру империализма. Она обнажала огромные клыки, дышала огнем, выпускала пар. Установленная на грузовике, кукла следовала к центру празднества, а за ней, на следующей машине, ехала клетка с «гнусными прислужниками мировой буржуазии». На заключающем процессию грузовике помещались представители пролетариата и крестьянства, которые на одной из городских площадей устраивали суд над «гидрой», после чего ее обливали керосином и под восторженное «ура!» собравшихся сжигали.
Ярким примером «аллегорического действа» может служить и участие кукольников в праздновании десятилетия Октября. Сохранилось описание этого «действа». «Праздник был в самом разгаре. Всеобщее приподнятое настроение. Флаги. Знамена. Транспаранты. По городу движутся парадные колонны. Все устремляются к Красной площади. Но вот на главной артерии города – Тверской – появился грузовик с куклами большого размера. Куклы весьма оригинальны, они изображают Англию, Польшу, Америку, Францию, бывших русских офицеров. Куклы, изображающие империалистов, поют веселые, саморазоблачающие частушки. Театральное действие в разгаре. Нет рампы, нет сцены, нет публики – все актеры. Все слилось в одно. Игра захватывает всех. В толпе стоит хохот».
Мы проследили, пусть поверхностно, только один вид искусства играющих кукол – аллегорическое действо – и смогли убедиться в удивительной стойкости этого типа театра. Если бы мы проделали то же самое и с известными нам типами зрелищ – мистерией, моралите, фарсом, – мы наверняка увидели бы, что на протяжении веков форма этих представлений изменялась мало. Жизнь вносила все новое и новое содержание в уже отточенные самой историей театральные формы, а сами они, эти формы, оказались удивительно жизнестойкими.
Далее ► Народный язык малорусского вертепа
Главная ► Мода и история театра