Со времен Екатерины II Москва обзавелась несколькими знаменитыми заведениями, «удовлетворявшими ее милосердие»: больницами Павловской и Екатерининской, Инвалидным домом для стариков и Воспитательным для сирот и младенцев-подкидышей. Здания этих учреждений украсили древнюю столицу не только в нравственном, но и архитектурном отношении, а Воспитательный дом имел еще в те годы и непосредственное отношение к театральной жизни города.
При основании Воспитательного дома в 1763 году «по опробованному Ея Императорским Величеством плану» предписывалось «от всех публичных позорищ, то есть комедий, опер, балов, маскарадов и всяких игралищ за деньги брать четвертую часть доходов» в его пользу, что поставило всех антрепренеров в прямую связь и зависимость от этого заведения. С другой стороны. Воспитательный дом считал своей задачей не только вырастить сирот, но и обеспечить их дальнейшее существование, приспособив к той или иной деятельности. Для этого детей обучали различным ремеслам и художествам. Когда питомцы подросли, было введено преподавание «изящных искусств», для чего пригласили учителей танцев, музыки, пения и декламации.
Тогда-то при Воспитательном доме, как в свое время и при Университете, появился театр: «Известно всему просвещенному свету, сколько полезны и притом забавны театральные сочинения, идущие к благонравному воспитанию детей. Приятные нравоучения без отягощения памяти в свободное время приносят с пользою удовольствие и приятную забаву; а паче младенцам при воспитании вкореняют в них благонравие, показывая им в лицах тяжесть пороков, искушение в слабостях или пристрастии легковерия, наглость, подозрительную застенчивость, непослушание и многие другие человеческие недостатки».
«Для научения театральным представлениям приискан некоторый, на публичном здеся театре из перьвых актеров Иван Иванов (Калиграфов)». В его обязанности входило обучать четырнадцать человек «представлять комедии и трагедии по определенным дням, в неделю по девять часов». Уделяли внимание и развитию музыкальных способностей: игру на скрипке преподавал Константин Россовский, на флейте и гобое – Беринг, на виолончели и альте – Михаил Экель; вокал – сначала Филипп Джоржи, а потом – Антон Катена; уроки танцев – Мисоли, после него – Филипп Бекари с женой, заключившие контракт с Воспитательным домом на три года.
Именно в танцевальном искусстве и сделаны были особые успехи – вероятно, сказался возраст учеников, тяготевших к занятиям подвижным. Однако членов Опекунского совета взволновало такое пристрастие к танцам, о чем они докладывали самому Бецкому, в непосредственное ведение которого императрица отдала Воспитательный дом: «Нами усматривается, что дети при превождении времени в праздники, оставляя наблюдение протчих классов, употребляются к единому танцованию, несмотря на то, что сие служит к повреждению их здоровья; за которое упражнение они (по партикулярной обязанности и дружбе заглавного надзирателя к танцмейстеру) имеют отличные выгоды, что ныне при екзамене довольно и видно было, ибо тем, кои прилежнее к танцам, раздаваемы были прейсы преимущественнее пред другими науками и художествами; того более, что в одежде и в завивании волос оные отличены по танцам, а не по возрасту и летам, как от Вашего Высокопревосходительства предписано. Самые малолетние отменно одеты, а большего возраста в детской одежде, что оных и привлекает стараться прыгать без роздыху часа по четыре, даже до изнурения здоровья, в то время как протчих классов учители, получая напрасно жалованье, суть в праздности, да и по фабрикам по причине того нет довольного времени для обучения питомцев».
Прыганье питомцев «без роздыху» не прошло бесследно, и через некоторое время Филипп Бекари смог ставить их силами целые балеты, о которых с большой похвалой отзывались не только умиленные соотечественники, но и иностранные путешественники, посетившие эти спектакли: «Вечером присутствовали на балете, исполненном воспитанниками и воспитанницами Воспитательного дома, притом так хорошо, как только можно желать. Кто-нибудь спросит, пожалуй, зачем бедных сирот дрессируют в танцевальном искусстве?»
Но бедных сирот дрессировали не зря. Несмотря на отсутствие регулярного театрального образования, питомцы Воспитательного дома оказались так хорошо подготовлены, что за них даже разгорелась борьба между несколькими антрепренерами. Среди претендентов были: Медокс, намеревавшийся ставить в Петровском театре большие балеты, Карл Книппер, содержатель немецкой труппы в Петербурге, задумавший завести там русскую, «вольную», и другие. Первенство осталось за петербуржцем: в конце 1779 года, под наблюдением надзирательницы, надзирателя и солдата для охраны, к Книпперу отбыло пятьдесят человек – актеры, актрисы, танцовщицы, танцовщики, музыканты.
Далее ► Публичный театр
Главная ► Мода и история театра