История моды маски куклы костюма

Ужин государя
Петра Алексеевича

Подошло время вечерней службы, и по крытой галерее государь со всеми присутствующими прошествовал в церковь. В Измайлове было выстроено несколько церквей, и среди них – огромный собор во имя Покрова Пресвятой Богородицы, пятью главами своими гордо устремлявшийся в небо. Зная нелюбовь Петра к пышности, Прасковья Федоровна приказала службу отправлять в домашней церкви; женщины разместились на специальных хорах, а царь стал рядом с певчими. Он очень любил церковное пение, часто сам пел вместе с певчими и возил их с собой почти во все походы, но там им приходилось исполнять не только псалмы.

Маковский Боярский свадебный пир
Константин Егорович Маковский. Боярский свадебный пир XVII века.

После короткой службы все опять вернулись во дворец, где в столовой были накрыты пиршественные столы, расположенные в два ряда друг против друга; за один сели мужчины, за другой – женщины. Чуть особняком стоял небольшой изящный стол, приготовленный государю и его приближенным.

Трапеза проходила довольно шумно. Тосты провозглашались без конца, и Петр требовал, чтобы все пили до дна. Стол ломился от обильной закуски: блюда с ветчиной, копченым языком, солониной, колбасой, студнем стояли рядом с рыбными, начиная с селедки и кончая холодной осетриной и икрой; все это перемежалось всевозможными соленьями. Середина стола оставалась свободной и предназначалась для горячего: супов и жаркого – их подавали позже.

Среди этого угощения выделялись своим видом и запахом арбузы и дыни. Когда Петр дал отведать Меншикову янтарную дыню, тот никак не хотел верить, что она выросла в Измайлове. Государь велел позвать садовника. Через минут пятнадцать явился заспанный и до смерти перепуганный мужик. Он дрожал, переминался с ноги на ногу, пытался пригладить вздыбленные вихры. Петр обошел садовника вокруг, осматривая его с высоты своего роста: «Да ты не робей, до тебя дело есть», – и протянул ему ковш вина. Мужик, все еще плохо соображая, выпил и постепенно стал приходить в себя. «Вот Александр Данилыч интересуется, правду ли, что эти дыни ты здесь, в Измайлове, собрал?» – промолвила Прасковья, невольно придав своему обычно мягкому голосу жесткие интонации. «Так точно, государь», – ответствовал мужик и поклонился Меншикову. «Да что у вас тут, земля, что ли, особая?» – бросил Петр, подзадоривая мужика. Тот уже осмелел от вина: «Нет, земля обыкновенная, да старанием чего не сделаешь! Меня как в службу взяли, так выдали две одежки – одна другой теплее и по две такие же покрышки для каждой бахчи. Каждое утро и вечер выхожу я на бахчу в исподнем и, как чую холодок, так надеваю одну одежку на себя и на дыни покрываю покрышку. Если все не согрелся – надеваю вторую одежку потеплее и на дыни – тоже. Ну, а если и тогда холодом пробирает, то сажусь на всю ночь у бахчи: сам греюсь у костра и ее грею». После этой речи Меншиков поднес мужику кубок, и садовник был отпущен.

Застолье продолжалось; пустили круговую чашу, причем от мужчин не отставали и многие женщины. Особенно достойной их партнершей оказывалась Прасковья Федоровна. Петр хвалил невестку за пир и за комедийную потеху; хвалил ее актеров. Царю поддакивал Юшков, что, мол, смышленые ребята, особенно тот, кто играл Шута. Да он и в жизни такой же плут: невесть каким обманом раздобыл для Купца немецкое платье. Костюм же, надетый на Любителе, взят в Немецкой слободе. Причем Юшков умолчал, что он был не взят, а отобран силой у брата генерала Менгдена. А когда тот отказался дать свою одежду для комедийной потехи, то его засекли почти до смерти. Но эти «закулисные» подробности Юшков предпочел скрыть. Петр, воодушевившись, заговорил о том, что скоро все у нас заведется «по-новому» – и одеваться станут на «европейский манир» и детей воспитывать. И комедии заведем настоящие, в которых, как в Европе, играть будут не только мужчины, но и актрисы. Речи эти многие из присутствующих втайне считали почти сатанинскими, однако перекреститься могли тоже только украдкой.

Захмелевшая Прасковья кликнула кого-то из сеней, и через несколько минут в дверь втиснулась ее любимая шутиха. По жесту царицы Юшков почти влил ей в рот кварту вина. Старуха пустилась в пляс и «с неподражаемым искусством задирала перед гостями свои вонючие лохмотья то спереди, то сзади; к танцу и шлепанью босых ног она присовокупила пение, вслушавшись в слова ее песни, ухо улавливало одни только непристойности», над которыми хохотали довольные гости.

Пиршество грозило перейти в попойку, когда Петр неожиданно резко встал, как это он делал часто, и, поблагодарив хозяйку, отправился почивать в отведенные ему покои. Вместе с ним вышел Меншиков, обычно спавший возле государя.

На следующий день рано утром Петр спешно уехал. Ему предстояло от комедии перейти к кровавой трагедии, где он являлся одним из главных действующих лиц.

Великая княгиня Софья в Новодевичьем монастыре
Илья Репин. Великая княгиня Софья
в Новодевичьем монастыре в 1698 году. Третьяковская галерея.

В 1698 в России произошло еще одно стрелецкое восстание. Стрельцы с запада шли на Москву, собираясь посадить на царский трон царевну Софью. Но они были остановлены и разбиты под Воскресенским Новоиерусалимским монастырем верными Петру I войсками. Софья была пострижена в монахини, и за ней был установлен строгий надзор. Умерла она в заключении в Новодевичьем монастыре.

Далее ► Кровавая трагедия

Главная ► Мода и история театра