История моды маски куклы костюма

Измайловский зверинец

Зверинец был особой достопримечательностью Измайлова. Кроме животных, добытых на обширных просторах Руси, обжились здесь и заморские диковинки. Гордились измайловцы красавцем леопардом, а несколько лет назад персидский посол, среди прочих даров от шаха, привез льва и львицу. Многих зверей разводили для будущей охоты, так как она оставалась любимейшим развлечением прежних государей и в этих лесах всегда приносила богатую добычу. Иных держали как редкость и признак роскоши.

Петр Великий
Петр Великий
Старинная гравюра

Отдельные животные быстро приручались и становились предметом любви и развлечения хозяев. Среди таких был бурый медведь, выученный ходить на задних лапах, катать бревна и пить из бутылки. Немного позже Прасковья подарила его в дом Ромодановскому, где «талант» зверя расцвел: «Он встречал гостей и угощал их из своих лап большой чашей водки с перцем. Если гость отказывался пить, то медведь мстил ему тем, что сгребал с гостя шляпу или парик и драл одежду».

Осмотрев зверинец, отправились дальше. Обогнув виноградники, со смехом поплутав по саду-лабиринту и миновав молодую рощу, гуляющие очутились у съезжей избы. Недалеко от нее виднелась караульная вышка, где находилась «полковничья палата». Здесь часто происходило судилище над измайловскими обитателями, и тут же, в съезжей или за ней, чинилась расправа. Рядом высилась виселица, где и сейчас болталось два тела. Недалеко от нее была вырыта круглая неглубокая яма, а в ней виднелась только одна женская голова. Петр присел на корточки и заговорил с осужденной. Выяснилось, что она подкупила двух бродяг убить ее мужа, избавиться от которого у нее не было иного пути. Бродяг этих уже вздернули, а она, зарытая в землю, дожидалась мучительной смерти. Недалеко стоял стражник, строго наблюдавший, чтобы никто не принес женщине еды или питья и тем не продлил ее страданий. Петр обещал помолиться за спасение ее души. Кое-кто из его свиты побросал в яму денежки. Преступница благодарила кивком головы: на эти деньги должны были быть куплены «заупокойные» свечи. После смерти женщину ожидал столь же тяжкий позор – ее вздернут на ту же виселицу вверх ногами и оставят так на время в устрашение другим.

Иоанн Алексеевич
Портрет Иоанна Алексеевича
Романова, царя Ивана V. Картина
неизвестного автора XVIII века.
Музей Московского Кремля.
Никитин Царица Прасковья Федоровна
Иван Никитин. Портрет царицы
Прасковьи Федоровны в пожилом
возрасте, одетой по новой
европейской моде.

После прогулки Прасковья приготовила Петру комедию. Царица была воспитана в строгой богобоязненности и приверженности старине, но из двух богов – земного и небесного – земной оказывался ближе, и от него в первую очередь зависела ее судьба. Поэтому, отметая нелюбовь староверов к театру, Прасковья хотела прежде всего угодить Петру. Уже в прошлый приезд государя, когда праздновалась его победа под Азовом, на домашнем Измайловском театре разыграли «Комедию о Георгии Победоносце», роль которого исполнял, к удовольствию Петра, подьячий Преображенской приказной избы Иван Герасимов. В этот же приезд царю приготовили зрелище более игривое.

По сложившейся уже традиции в комедии нужна была музыка, и для столь торжественного случая Борис Алексеевич Голицын прислал в Измайлово свой оркестр, составленный в основном из поляков. Они могли разыгрывать различные мелодии, как грустные, так и веселые. Сама же хозяйка Измайлова всему предпочитала «заунывное гнусавое спевание своего старого бандурщика и развлекалась в окружении карлиц, шутих, юродивых, калек и бахарей». Грязные, в зловонных лохмотьях, босиком, они разгуливали по терему и все ею привечались. Очень суеверная Прасковья любила слушать их бессмысленные бредни, предсказания и сказки.

После смерти мужа она «несколько недель кормила толпу нищих и богомольцев на помин его души», а потом, переехав в Измайлово, многих взяла с собой. Но, зная нелюбовь Петра к подобным привычкам (он запретил просить милостыню, а дававших ее штрафовал), сегодня она велела всем этим калекам, шутам и дурам спрятаться в своих подклетях и носу не высовывать. Однако, когда государь «вошел на комедию», из многочисленных дверей и углов на него то тут, то там взирало какое-нибудь из этих убогих существ. Благо, что здесь средь бела дня зрители попадали в абсолютную темноту: в этом помещении окон не было. Освещал путь Петру и прочим управляющий и доверенный царицы Василий Алексеевич Юшков.

Далее ► Шутовская свадьба для царя

Главная ► Мода и история театра