ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Театральный дебют Владимира Маяковского


Театральный дебют Владимира Маяковского состоялся еще до революции. Летом 1913 года поэт написал трагедию в стихах «Владимир Маяковский». (С названием вышло недоразумение. Пьеса называлась просто «Трагедия». Цензура приняла подпись автора за заглавие. Маяковский решил так именно и оставить.) Завершив работу, автор отправился со своим драматическим опусом в Петербург, но не в профессиональные театры (на них была слабая надежда), а в общество художников «Союз молодежи».

Автор сам ставил свою трагедию, сам играл главную роль. Среди исполнителей трагедии «Владимир Маяковский» не оказалось ни одного профессионального актера.

Спектакль Мистерия-буфф театр Мейерхольда
Спектакль «Мистерия-буфф» в театре Мейерхольда

Первая встреча с профессиональным театром произошла у Владимира Маяковского в 1918 году — в годовщину Великой Октябрьской революции. Написав первую советскую, революционную пьесу «Мистерия-буфф», он понес ее в бывший императорский Александринский театр. Большой, отважный, дерзкий, прогромыхал тяжелыми ботинками по лестничным переходам, по зеркальным паркетам роскошных фойе и предстал перед собранием петербургских премьеров. Он замечательно читал свою странную, непривычную пьесу о потопе, о борьбе «чистых» и «нечистых», в которой угадывалась судьба русской революции.



Премьеры бывшей императорской сцены слушали полнозвучное, мощное, вдохновенное чтение. Прекрасные актеры, они не могли не оценить его. (Позже многие из них признаются, что впечатление от Маяковского-чтеца было ошеломляющим.) Однако сама пьеса их ужаснула и обескуражила. Те из актеров, что постарше, слыша про чертей и ад, украдкой крестились на красный угол, где до недавнего времени висели иконы. «Мистерия-буфф» была отвергнута всеми старыми театрами Петрограда. Все приходилось брать с боя, в том числе и помещение, в котором было категорически отказано. Понадобился гневный приказ наркома просвещения Анатолия Васильевича Луначарского, чтобы для «Мистерии-буфф» предоставили филармонический зал Петроградской консерватории.

Мгновенно разнеслась по Петрограду молва, что невероятная, диковинная пьеса непонятна пролетарской аудитории. Значит, предстояло бороться и за зрителя. Неутомимый, азартный, бесстрашный, ездит Маяковский по фабрикам и заводам, читает пьесу самой разнообразной публике. Луначарский накануне премьеры публикует специальную разъяснительную статью о «Мистерии-буфф».

Актеров не хватало, В одной из петроградских газет пришлось поместить специальное обращение. И снова профессионалы молчали. Зато откликнулась любопытная, живая, готовая поддержать самое невероятное начинание студенческая художественная молодежь. Автор играл на премьере Мафусаила, одного из чертей, и главную роль — Человека просто. Был, по признанию всех видевших, великолепен, значителен в роли, чеканно и мощно, как никто другой ни позже, ни теперь, читал собственные строки.

7 ноября 1918 года Петроград расцветился не только флагами и алыми полотнищами революционных стягов. На улицы вышли художники города и на стенах домов, на заборах, в витринах пустовавших магазинов продемонстрировали свое, революции посвященное искусство. Под дождем двигались многолюдные колонны демонстрантов. На Марсовом поле около братских могил состоялся митинг памяти павших борцов революции.

Находим в «Записных книжках» Александра Блока: «Исторический день, для нас с Любой (Л. Д. Блок — жена поэта. — В. М.) — полный. Днем — в городе вдвоем: украшения, процессии, дождь у могил. Праздник. Вечером — хриплая и скорбная речь Луначарского. Маяковский, многое. Никогда этого дня не забыть».

Вечером этого незабываемого дня в консерватории Александр Блок смотрел премьеру «Мистерии-буфф». Он и начинался необыкновенно, этот спектакль, первенец рождавшегося советского искусства, первенец Маяковского, взявшего театр «с бою», начавшего в драматургии и на сцене дерзко, хозяйски бесстрашно. Выходили участвующие, на глазах у публики рвали афиши с названиями старых, дореволюционных постановок. Боевито и задиристо заявляло свои права новое искусство. Объявляя войну политическому и художественному старью, начинал свою жизнь, свою судьбу в революционном театре его первый автор Владимир Маяковский...

Горький и спектакль Художественного театра «На дне» →



При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .

Великие женщины XX века




Copyright 2011-2017 © SBL