ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Станиславский и Мейерхольд


Молодой Мейерхольд обращается к примеру и опыту великих театральных эпох — искусству средневековых гистрионов, мимов и шутов, к народному театру-балагану, к итальянской комедии дель-арте, к блестящей мольеровской театральной эпохе.

Как всегда, доходя в привязанностях и антипатиях своих до крайности, до предела, Мейерхольд в ту пору вместе с недостатками ошибочно отвергает целое направление психологического реализма на сцене. Всю жизнь он любит и благоговейно чтит Станиславского и всю жизнь спорит с ним.

Константин Станиславский Художник Николай Андреев
Константин Станиславский. Художник Николай Андреев, 1921 год.

Но когда в конце 1930-х годов у Станиславского спросят, кого он считает лучшим советским режиссером, он ответит: «Единственный режиссер, которого я знаю, это Мейерхольд». Таким образом, завершающий свое великое жизненное поприще учитель отдаст должное мощи воображения ученика, его художественным открытиям, которыми тот доказал и утвердил грандиозную силу обобщения, свойственного сценическому искусству, силу и мощь его политического, воспитательного, преобразовательного воздействия на жизнь и людей-современников.



Сложные и многомерные взаимоотношения Станиславского и Мейерхольда, режиссерской системы МХАТа и мейерхольдовских идей условного, метафорического театра нельзя свести к элементарному взаимоотталкиванию. Здесь иная — не прямая, не буквальная, но безусловная сила воздействия друг на друга. Здесь синтез существенных принципов и идей.

Сгущенно-образное, гротескное, динамичное и буйно-красочное «Горячее сердце» Станиславского стало возможным именно в неповторимой художественной атмосфере первого послеоктябрьского десятилетия, театральные искания которого, их направление, их тонус и темперамент во многом испытал и Мейерхольд.

И мейерхольдовского творчества не могли не коснуться, не войти в самую его плоть вечно живые идеи Станиславского.

О «всеобщности», «всепроникаемости» мхатовского начала написал в статье «Про это» Г. А. Товстоногов: «Мхатовское ЭТО стало открываться и открывается мне и в других театрах совсем иных направлений, как высшее, концентрированное проявление жизни человека на сцене. Я любил и люблю безудержную фантазию, театральную изобретательность, эксперимент Мейерхольда. Мне многое дал рациональный и красочный мир поэтического театра Таирова. Но я стал различать это и в спектаклях этих театров».

Режиссер Таиров →



При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .

Великие женщины XX века






Copyright 2011-2017 © SBL