ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Режиссер Таиров


Камерный театр Александра Яковлевича Таирова родился за три года до революции и в год начала первой мировой войны — 1914-й.

После МХАТа еще один «режиссерский театр», один из первых в стране, с умным, одаренным лидером во главе («культурнейшим» человеком своего времени, по определению А. В. Луначарского), с четкой, последовательной программой действий, которая эволюционировала, дополнялась от этапа к этапу.

До революции режиссер Александр Яковлевич Таиров начал с неприятия натуралистического, бытового театра, с противостояния мелкой, мещанской драме прозаическому бытовизму на сцене 1900-х годов. Он строил свой театр как театр крупных форм, предельных жанров трагедии и арлекинады. На разных этапах он по-разному называл его — «театром неореализма», «эмоционально насыщенных форм», «сгущенного реализма», «конкретного реализма» и, наконец, в пору зрелости — театром «крылатого реализма».

«Основным свойством художественного мышления Таирова было стремление к укрупнению», — пишет в своей известной статье «О Таирове» П. А. Марков. Режиссер хотел говорить о вечных страстях, владеющих человеком, о ненависти и любви, о жажде жизни и повторяющейся в каждом поколении неизбежной трагедии смерти.

Актриса Алиса Коонен в спектакле режиссера Таирова Федра
Актриса Алиса Коонен в спектакле режиссера Таирова «Федра» Ж. Расина, 1922 год

Красочный и яркий мир сценического зрелища он хотел противопоставить сумеркам российского безвременья, тоске и будничности жизни, кровавой бессмыслице ненужной народу войны.

Не принимая будней и мелочей натурализма, режиссер Таиров так же решительно отвергал и условный театр за его, как он считал, сухость, рационализм и главным образом за подчиненное и несвободное положение актера. В программе Камерного театра (на всех этапах его развития) актеру, проблемам актерского мастерства отведено центральное место.



Таиров мечтает о сверхактере, раскрепощенном, равно свободном в слове, движении, мимической игре и пластике, владеющем исполнительскими стилями разных эпох. Он размышляет об утрате культуры слова. Замечательно владеющий секретом мизансцены, режиссер Таиров особенное внимание обращает на пластическую, телесную выразительность актеров, стремится воспитать в них чувство ритма, внутренней музыкальности. Не случайно так любит он трудный и редкий на русской сцене жанр пантомимы (в репертуаре Камерного театра это «Духов день в Толедо» М. Кузьмина, «Покрывало Пьеретты» Э. Донаньи — А. Шницлера, «Ящик с игрушками» К. Дебюсси и др.), так часто обращается к синтетическим, музыкально-драматическим жанрам. (Вместе с «Федрой» для молодого Камерного театра программным спектаклем стала оперетта «Жирофле-Жирофля» Лекока.)
Таиров и Камерный театр →


При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .





Copyright 2011-2017 © SBL