ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Система Станиславского, как
универсальный метод работы с актером


У музыканта, художника, скульптора, писателя есть великолепная возможность ждать — не садиться за рукопись, не вставать за мольберт, пока не придет радостная и высокая минута вдохновения. Актер лишен и этой возможности. Он должен играть (или в полную меру сил работать на репетициях) тогда, когда этого требует необходимость общего дела — его театра.

Актер — художник коллективно-зависимый и коллективно-ответственный. Как же все-таки сделать, чтобы при столь сложных обстоятельствах его самочувствие было нормальным, творческим? Как сделать, чтобы он жил в образе, вдохновенно творил под взглядами сотен людей из зала? Как уничтожить мешающую вдохновению зависимость от зрителя, от публики? Как вызывать, «выманивать» из тайников актерской души само вдохновение?

Разрешению этих задач посвятил свою жизнь великий Станиславский. Он открыл закон внутреннего оправдания роли, органического творчества актера, цель которого — воссоздать на сцене «жизнь человеческого духа». Система Станиславского есть универсальный творческий метод работы с актером, метод всестороннего и гармонического, нравственного и профессионального воспитания актера.

Станиславский в работе над своей системой
Станиславский в работе над книгой

Над своей системой Станиславский работал всю жизнь. Самые начала ее, первые опыты осмысления собственного творчества и творчества больших русских актеров находим мы в его юношеских записях о сценических переживаниях и впечатлениях. (После смерти Константина Сергеевича они были опубликованы в отдельной книге под названием «Художественные записи».) В 1900-е годы у Станиславского возникла идея написать «настольную книгу драматического артиста», своего рода грамматику драматического искусства.



В 1907-1908 годах в журнале «Русский артист» появились страницы воспоминаний Станиславского о начале Художественного театра, написанные в форме дневника. Дневник становится излюбленным литературным жанром великого режиссера.
Вдали от Родины во время американских гастролей в 1923 году начинает Станиславский свою книгу «Моя жизнь в искусстве», которая выходит далеко за пределы личной биографии замечательного художника и становится величайшим по глубине и обобщению исследованием театрального искусства. На английском языке книга вышла в 1924 году.

Система Станиславского английское издание
Система Станиславского, английское издание и исследование его метода работы с актером

Сразу же по возвращении в Москву Станиславский приступает к работе над русским изданием, вносит в первоначальный вариант столько изменений и добавлений, так что, по существу, книга оказывается заново написанной. Окончательная редакция завершена в 1925 году. В Москве летом 1926 года «Моя жизнь в искусстве» выходит в свет. Этот классический для мирового театра труд Станиславский завершает обещанием изложить в скором времени свою систему актерского творчества. Он замышляет ее в двух фундаментальных частях:
1) внутренняя и внешняя работа актера над собой,
2) внутренняя и внешняя работа над ролью.
«Моя жизнь в искусстве» — это введение, вступление в систему.
Станиславскому удалось завершить только первую часть своего труда, прекрасно разработав методологию актерского творчества, технику органичного перевоплощения в образ.

Работа актера над собой в творческом процессе →


При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .





Copyright 2011-2017 © SBL