ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Работа актера над собой в творческом процессе


В 1938 году, в год кончины великого режиссера, выходит в свет его книга «Работа актера над собой в творческом процессе переживания». Она написана в форме дневника ученика театральной школы, последовательно излагающего уроки режиссера Торцова, которому отдает Станиславский многие свои идеи и практические советы актеру по работе над собой. В настоящее время материалы системы (в том числе не завершенная книга о работе актера над ролью в процессе воплощения) были опубликованы во втором, третьем и четвертом томе Собрания сочинений К. С. Станиславского.

«Творчество есть прежде всего — полная сосредоточенность всей духовной и физической природы», — писал Станиславский. Сосредоточенность, собранное, организованное внимание. Станиславский особенно вьделял этот момент в творчестве актера, трактуя его предельно широко и в профессиональном, и в человеческом, этическом плане.

Актриса Ольга Яковлева в спектакле Эфроса Три сестры
Актриса Ольга Яковлева и другие актеры в спектакле Эфроса «Три сестры»

Масштаб актера, его человеческий и творческий потенциал открывается в этом умении постоянно находиться в «кругу внимания» (термин Станиславского). Герой спектакля человек иной судьбы, иных жизненных обстоятельств, нежели те, что были и есть у актеров-исполнителей. Спектакль предлагает актеру обстоятельства жизни героя. Актер должен так освоить их, так «влезть» в них, так глубоко проникнуться ими, чтобы они стали его собственными. Станиславский ввел в актерский профессиональный обиход магическое словосочетание «если бы...»



...Если бы не генеральская дочь Ирина Прозорова, жившая в конце прошлого века в провинциальном городе у большой реки, а я, актриса такая-то, проснулась утром в отцовском доме, где уже год как нет отца, села на кровати — «волосы еще не расчесаны, лоб нахмуренный, одеяло смято...», если бы мне исполнилось двадцать лет, если бы я в то солнечное утро испытала острое, уже не новое недовольство собой, своей жизнью, своей праздностью, если бы я приняла очень важное для себя решение — все изменить, все начать заново, пока не поздно, — как бы я вела себя в день своих именин, с немногими гостями (при отце их было гораздо больше), как бы я сказала старому доктору Чебутыкину эту свою фразу: «В жаркую погоду так иногда хочется пить, как мне захотелось работать»?

В чеховских «Трех сестрах» действие начинается с ожидания гостей в праздничной зале Прозоровского дома. Утра Ирины нет в пьесе. Анатолий Эфрос в своей книге пишет это утро так, будто он видел его воочию — он и актриса Ольга Яковлева, игравшая Ирину. Видел, пережил, ощутил — нафантазировал вместе с актрисой и для нее.

«...Сегодня совсем иное настроение. И голова не болит. И будто все ясно. Просто решила, надо все поменять. Поменять все течение жизни. Взять и резко изменить что-то. Поступить работать! Например, на телеграф. И ходить, как все, на работу. А потом в конце дня приходить домой. И не будет этой пустоты, и не будет этого бесконечного пространства дня.

«В жаркую погоду так иногда хочется пить, как мне захотелось работать». Это как бы поэтическая формула совершенно трезвой мысли. Отдала себе отчет и другим рассказала, что решила. Без театральной лирики, без закидывания рук за голову. Наоборот, трезвая, как никогда, оттого, что что-то стало яснее. А ведь стало ясно то, что нужно работать, а не отдыхать».

Актер и воплощение героя спектакля →



При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .

Великие женщины XX века






Copyright 2011-2017 © SBL