ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Спектакль «Петрушка» Стравинского


В начале семидесятых годов рижские кукольники заинтересовались музыкой к балету «Петрушка» композитора Игоря Федоровича Стравинского. Для постановки была приглашена Юлия Огнянова, талантливый болгарский режиссер. Она поставила за несколько лет до этого «Историю солдата» Стравинского в Софийском театре кукол. Многим были памятны спектакли Огняновой в драматических театрах Болгарии. Они отличались смелостью мысли, неожиданностью находок, своеобразной яркостью решения.

Костюм Петрушки

Александр Бенуа. Эскиз костюма для балета Стравинского "Петрушка". В народном кукольном театре России Петрушка - главное действующее лицо даваемых в этом театре пьес. Первое известие о нем мы находим в путешествии Олеария, к запискам которого приложена картинка, изображающая тогдашнего Петрушку. С тех пор внешний вид куклы сильно изменился.

Настораживала полуудача Юлии Огняновой в постановке «Истории солдата». Ведь тогда при всей значительности замысла, стремлении раскрыть духовное нищание человека, продавшего душу дьяволу, спектакль не получился. Идея сдачи духовных, нравственных позиций осталась не раскрытой средствами театра кукол. Социально-психологическое исследование, талантливо намеченное режиссером, не было реализовано с достаточной убедительностью. В нем не оказалось ни огняновской яркости, ни богатства фантазии, ни новизны экспериментов: динамика развития музыкальных образов не была воплощена в динамике взаимоотношений кукольных героев.

Иллюстрация музыкального текста обернулась поверхностным изложением сюжета. Движение сюжета отторглось от музыки, схематично решенные куклы были бессильны найти внутренний контакт с музыкой. Значительная доля неудачи лежала, по-видимому, в той же плоскости непреодолимости, невозможности с помощью кукол найти способ раскрыть идею омертвления героя, которая оказалась и на пути будапештцев. А духовное нищание читалось режиссером именно как омертвление личности. В значительной мере идея рижан, работавших под руководством Огняновой, тоже сводилась к проблеме «живое — мертвое». К этому обязывал Стравинский, разрешавший драму Петрушки как духовное торжество, как смерть во имя правды чувства и духовной независимости.

В программе к спектаклю Огнянова изложила свой план-проспект — концепцию, логику развития, идею.

Ярмарка.
Веселая толпа разгуливает в поисках развлечений.
Продавцы воздушных шариков, сахарных петушков, звериных масок.
Куклы шарманщика разыгрывают свой спектакль.
Фокусник демонстрирует свое мастерство.
Крикливый голос Паяццо призывает толпу на кукольное представление, обещая ей сильные переживания — кровавую драму двух соперников, влюбленных в одну женщину.
Битва за публику, за хлеб.
Представление ярмарочного театра начинается.
Петрушка влюблен в Балерину. Балерина влюблена в Арапа, Арап влюблен в нее.
Возвышенные чувства Петрушки — против низменных чувств Арапа, исполненного блеска, физической силы и... пустоты.



Страдание Петрушки соткано из самой нежной любви. Оно то доходит до отчаяния, то поднимается до гневного крика против нарушенной гармонии мира. Ему не понять и не принять мир таким, какой он есть. Любовь Арапа к Балерине для него — угроза его возлюбленной, он готов погибнуть, чтобы спасти ее. И он вступает в неравный поединок.

Кукольный спектакль еще не кончен — начинается спектакль толпы.

Танец женщин. Танец мужчин. Танец всадников, кружатся в вихре влюбленные пары.
Прячась за звериными масками, толпа танцует танец вражды и угрозы.
Появившаяся Смерть пугает звериные маски. Потом звериные маски пугают Смерть.
Потом никто никого не пугает — начинается всеобщая вакханалия.
Люди так боятся физической смерти, не задумываясь над духовной.
Тщетный зов Петрушки о помощи. За ним гонится Арап — куклы хотят закончить свой спектакль.
Последний поединок между двумя соперниками в любви. Между двумя враждующими началами жизни.
Предсмертный любовный танец Петрушки.
Ярмарка стихает.
Толпа расходится «невинной».
Знакомый крик раздирает тишину. Это гнев убитого Петрушки против несправедливого финала кукольной драмы. Человеческий дух не смирился.


В руках у Фокусника — собственника ярмарочного балагана ножницы. Ножницы и дух убитого Петрушки. Занавес опускается.

Нет надобности говорить о том, почему театры всего мира так часто обращаются к жизнеутверждающему балету Игоря Стравинского.

Уже «преддверие» спектакля обращает внимание своей разобщенностью эпизодов, своей внутренней разобщенностью, отсутствием концепции: неясно, какое отношение к судьбе Петрушки имеют «пугание масс», «танцы женщин» и появление Смерти. Что они все вместе в судьбе любящего, ненавидящего, страдающего героя? Как высечется мысль из такого «монтажа аттракционов»? Спектакль не рассеивает недоумений.

Мотивы народных песен в спектакле Петрушка →


При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .





Copyright 2011-2017 © SBL