ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Билль-Белоцерковский и театр


Первое послеоктябрьское поколение драматургов — В. Билль-Белоцерковский, Вс. Иванов, Л. Сейфуллина, Вс. Вишневский, А. Афиногенов, Н. Погодин и многие, многие другие принесли на театральные подмостки богатство своих человеческих, гражданских, художнических биографий.

...Владимир Билль-Белоцерковский. Старший из послеоктябрьского поколения советских драматургов. Когда началась революция, ему было тридцать два года. Его пьеса «Шторм», первоначально называвшаяся страшным и кратким словом «Тиф», вошла в историю советского театрального искусства. Пьеса говорила о тяжком труде революционных будней, о невыносимом напряжении борьбы на внешних и внутренних фронтах молодой Советской республики, о подвиге миллионов революционных бойцов, оставшихся безымянными и совершивших великое общее дело. Председатель уко-ма, матрос Братишка, женщина — редактор газеты... Большинству из своих героев драматург не дал имен и фамилий. Поступил так намеренно, подчеркивая типичность и множественность подобных судеб.

Билль-Белоцерковский Спектакль Шторм
Драматург Билль-Белоцерковский В. Н.
Сцена из спектакля «Шторм».

Брат революционера, участвовавшего в восстании лейтенанта Шмидта, матрос-скиталец, видевший целый мир, Билль-Белоцерковский в предреволюционные годы оказался политэмигрантом в Америке. На долгие шесть лет растянулась встреча с «капиталистическим раем». Менялись профессии — землекопа, кочегара, мойщика окон на небоскребах, уборщика отелей, безработного... Там, в Америке, с огромной силой испытал будущий драматург гнев трудящегося человека и бесчеловечность капитализма. Там участвовал в первых классовых битвах, в «голодном марше» из Лос-Анжелеса в Сан-Франциско. Когда он спросил соседа по колонне: «Ты кто по национальности?», в ответ прозвучало полное достоинства: «По национальности я — рабочий!» Это были для Белоцерковского первые уроки интернационализма. Возникало волнующее и грозное, чистое и сильное ощущение пролетарского братства.



Он пытался писать и в Америке, но — безуспешно. Нужно было вернуться на Родину — в революционную Россию, нужно было войти в жизнь, похожую на «кипящий котел», увидеть октябрьские дни в Москве, чтобы драматург родился!

Белоцерковский был членом исполкома Московского Совета от 56-го революционного полка, делегатом III съезда Советов и слышал, как Я. М. Свердлов зачитывал Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

Он видел и слышал на съезде В. И. Ленина, воевал на фронтах гражданской войны. Был членом Военно-революционного штаба на большой железнодорожной станции Бологое, председателем горкома партии в Симбирске. Тогда он просто жил, как многие его товарищи-коммунисты, работал, сражался, не думая о себе. Он не знал еще, что в эти месяцы и дни начиналась его первая пьеса, его драматургия. И только потом подытожил: «Шторм» — это моя жизнь в Симбирске, а его герои — люди, которые меня окружали».

Всеволод Иванов и театр →



При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .

Великие женщины XX века






Copyright 2011-2017 © SBL