ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Всеволод Иванов и театр


В 20-е годы появились «Партизанские повести» писателя-сибиряка Всеволода Иванова, обратившие на себя внимание читателей и критики новизной и свежестью изображаемой жизни, таежного дальневосточного быта, крупными самобытными характерами героев. По одной из этих повестей была написана пьеса «Бронепоезд 14-69». Ее принял и осуществил на своей сцене Московский Художественный театр.

Героем спектакля, поставленного К. С. Станиславским и режиссером И. Судаковым, был революционный народ — партизанская вольница, которая приходит к осознанной идее служения революции. Крупно, мощно играл В. И. Качалов вожака партизан Никиту Вершинина. Н. П. Хмелев создал глубоко человеческий, проникнутый духовностью, благородством, тихим мужеством образ большевика, руководителя Владивостокского подполья Пеклеванова. Актер стремился и сумел выделить «ленинское» в роли.

Драматург Всеволод Иванов Спектакль Бронепоезд 14-69
Драматург Всеволод Иванов. Спектакль «Бронепоезд 14-69».

И повесть, и пьеса имели глубокие корни в прожитом и пережитом самим драматургом.

Борьба кровавая, беспощадная охватила всю Сибирь от Урала до Тихого океана. Молодой Иванов видел казачье восстание, кон-трреволюционное выступление белых, участвовал в обороне Омска и боях за Иртыш.

Молодой боец красных отрядов Всеволод Иванов, «прислонив винтовку к дверям склада, садился на бревнышко, доставал тетрадку и писал последний акт своей пьесы «Защита Омска».

Потом пришла «всесокрушающая» зима 1919 года, принесшая гибель огромной колчаковской армии. В отчаянии, безнадежности, последней злобе, в неприкаянности своей, уже чужая родной земле откатывалась белогвардейщина все дальше на восток, к Великому Тихому океану.

Сюжет «Бронепоезда» родился позже, когда Иванов перебрался в Петроград, познакомился с Горьким и получил от него одобрение. Весной 1921 года писатель попал на одну из пригородных петроградских станций, чтобы прочитать лекцию о Льве Толстом бойцам бронепоезда, стоявшего здесь на путях. Огромное впечатление произвела на него бронированная громада.

Иванову вспомнилась, увиделась маленькая заметка на желтовато-бурой оберточной бумаге сибирской дивизионной красноармейской газеты. Там тоже говорилось о бронепоезде, о том, как в тайге, вооруженные дубинками и берданками, остановили бронированное чудище партизаны. Китаец кули лег на рельсы. Машинист высунулся из окошка и был убит. Путь сзади и спереди разобрали, а команду выкурили дымом.



Реальный бронепоезд на железнодорожных путях под Петроградом, заметка в сибирской дивизионной газете, встречи с партизанами, знание их быта, порядков, способов ведения таежной войны — все это соединилось в сознании писателя. Иванов начал ездить на станцию почти ежедневно. Пробовал бронепоезд «на ощупь», узнавал его устройство, запоминал технические термины. Вначале предполагалось, что действие его будущей пьесы происходит где-то в тайге, в Западной Сибири. Но вдруг пришло известие, что из-под Петрограда бронепоезд двинется на Дальний Восток. И тогда повесть и пьеса «Бронепоезд 14-69» обрели новую и окончательную географию. Писатель перенес место действия на Дальний Восток.

Драматург Всеволод Вишневский →


При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .





Copyright 2011-2017 © SBL