История моды маски куклы костюма

Актер, как проводник режиссерского замысла

Бывают дни и мгновения, когда именно на репетиции актер, режиссер одерживают крупнейшие свои победы. Так окрыленно, вдохновенно работал Станиславский с замечательным актером МХАТа Н. П. Баталовым в спектакле «Бронепоезд 14-69» в сцене, в которой Васька Окорок агитирует пленного американского солдата. Агитирует с помощью единственного слова, понятного на всех языках, – «Ленин».

Актер Баталов Николай Петрович и актриса Людмила Семенова
Актер Баталов Николай Петрович и актриса Людмила Семенова
Фото при съемках фильма «Третья Мещанская», 1927 год.

Вс. Иванов, автор, вспоминает: «В фойе. День. За окнами дымные, длинные тучи. Приближается осень. Станиславский, высокий, медленно улыбающийся, прищурясь, смотрит, как Баталов, великолепно игравший Ваську Окорока, «секретаря партизанского штаба», отыскивая, как убедить американского солдата в том, что русские рабочие и крестьяне и вообще советская власть ведут справедливую войну, выбивая из Сибири американцев и японцев, не находя слов, потому что американский солдат не понимает по-русски, раздельно и внушительно говорит ему: «Ленин».

«Раздельно и внушительно» произносил поначалу имя Ленина Баталов в образе Васька. А Станиславскому такое звучание пришлось не по душе. Ему хотелось большего, более сильного, возвышенного. Ведь имя Ленина – это не только имя «сильного и значимого человека», это – «зов, клич ...зов в будущее, клич по всему миру...». Так говорил Станиславский. Он напомнил Баталову, что его Васька был на империалистической войне и именно там от большевиков-агитаторов впервые услышал о Ленине. Услышал, и с тех пор для этого белозубого, простодушного, буйно-веселого парня Ленин стал не только реальным человеком, но светлым символом «освобождения от войны», от гнета буржуазии. Ленин для Васьки – это значит отданная крестьянам земля, это значит – свобода. И поэтому должны звучать не только значительность и уважение, но и восхищение, и вдохновение, и восторг в том, как произносит Васька это бесценное и единственное для себя имя. Станиславский находил особенные, необыкновенные, поэтические слова: «Ленин. Это слово гигантским горным хребтом встало над миром. При звуке этого слова друзья революции чувствуют дрожь восторга, а враги лед страха...»

Тогда именно, на репетиции, Станиславский решил одеть Баталова в красную рубаху – неподпоясанную, длинную, свободную... «Как знамя!» – сказал Станиславский, так именно, в этой смелой поэтической метафоре, стремясь соединить пылкость актера Баталова, пылкость партизана Васьки; революционную окрыленность, революционный восторг людей, соединившихся под красным стягом революции.

К. С. Станиславский сравнивал режиссера с повивальной бабкой, с акушером, помогающим рождению нового живого существа – роли, образа. Актер, свободно и органически творящий в содружестве с режиссером, – главная, неотъемлемая ценность театра. Актер – проводник режиссерского замысла. Он опора, сотворец режиссера в спектакле. И потому именно актеру принадлежит главное внимание на репетициях, ему отданы максимум режиссерского умения, таланта, мастерства; вокруг него сконцентрированы усилия всех остальных участников будущего спектакля – художника, композитора, работников вспомогательных театральных цехов.

«...Все это ценно лишь постольку, поскольку содействует выразительности драматического действия, то есть искусству актера», – утверждал Станиславский. А искусство это особенное. Материал творчества актера – он сам, его душа, его тело. У скульптора – камень и резец. У живописца – холст и краски. Актер же творит «из себя», сам является и творцом, и материалом собственного творчества, которое всегда – из вечера в вечер спектаклей и на репетициях, в общении с режиссером, с коллегами – публично, лишено уединения, отрешенности от суеты, шума, внешних раздражителей, – того уединения, без которого и сам творческий акт, кажется, невозможен.

Далее ► Система Станиславского, как универсальный метод работы с актером

Главная ► Мода и история театра