История моды маски куклы костюма

Мария Бабанова

Мария Ивановна Бабанова, русская советская актриса театра и кино. Звание народной артистки СССР получила в 1954 году. Звания лауреата Сталинской премии второй степени была удостоена в 1941 году за большие достижения в области театрально-драматического искусства. В 1972 году награждена Государственной премией РСФСР имени К.С. Станиславского за исполнение роли Лидии Самойловны в спектакле «Мария» А.Д. Салынского

Мария Бабанова родилась 29 октября 1900 года в Замоскворечье в достаточно зажиточной семье. В 1915 году окончила училище Московского общества распространения коммерческого образования, в котором она смогла удовлетворить свою любовь к чтению, музыке и к спорту. В 1916 году Бабанова поступила на естественное отделение Коммерческого института, потом перевелась на Высшие женские курсы, которые осенью 1918 года были преобразованы во Второй Московский государственный университет. В 1919 году поступила в театральную студию Федора Федоровича Комиссаржевского, сына известного оперного артиста и брата великой актрисы Веры Комиссаржевской. Ученики студии в дальнейшем составили целую плеяду блестящих артистических имен, таких как Валерий Барсов, Асаф Мессерер, Александр Румнев, Игорь Ильинский, Михаил Жаров и многие другие.

Мария Бабанова
Мария Бабанова в Театре Революции
Мария Бабанова актриса
Мария Бабанова, заслуженная артистка РСФСР

В своих воспоминаниях о студии Комиссаржевского, изложенных впоследствии А.М. Файко в книге «Записки старого театральщика», Мария Бабанова сообщала: "Свое тяготение к «левому» искусству я помню еще при выборе театральной школы. Не случайно я держала экзамен в студию, которой руководил Ф. Комиссаржевский. В студии я научилась немногому, но если там не учили многим полезным вещам, то не учили и вредным. Главным образом там преподавалось движение во всех его видах. Ритмика, акробатика, фехтование, даже станок — все, что теперь стало достоянием каждой театральной школы, тогда было новым, вызывавшим непонимание и нападки. Больше всего я любила двигаться, и меньше всего меня привлекали уроки «импровизации», от которых я систематически пряталась. Это обстоятельство сильно угнетало меня тогда; оно казалось неоспоримым доказательством полной моей непригодности к актерской профессии".

Бабанова дебютировала как актриса в роли Фаншетты в спектакле «Свадьба Фигаро» Бомарше на сцене театра Художественно-просветительного союза рабочих организаций. В том спектакле ее партнером был молодой Игорь Ильинский, который играл роль садовника Антонио. В 1920 году после эмиграции Федора Комиссаржевского в Англию, здание театра было передано созданному В.Э. Мейерхольдом Театру РСФСР Первому, в который перешла и большая часть труппы Театра ХПСРО.

Alfa Bank

В конце 1921 года Мейерхольд ушел из Театрального отдела Наркомпроса, а Театр РСФСР Первый закрыли. Мейерхольд перешел на работу в Государственные Высшие Режиссерские Мастерские. В 1922 году Бабанова стала актрисой Театра Актера (позже преобразованного в Театр имени Мейерхольда), созданного при Высших Режиссерских Мастерских. И ей сразу же дали главную роль Стеллы в студийном спектакле «Великодушный рогоносец» по пьесе бельгийского драматурга Фернана Кроммелинка. Ее партнером был Игорь Ильинский. 25 апреля 1922 года в Театре имени Мейерхольда состоялась премьера спектакля «Великий Рогоносец». Эта постановка стала звездным часом и Мейерхольда, и Бабановой, она сделала ее не только знаменитостью, но и символом нового театра.

В 1922 году Мейерхольд принял на себя руководство Театром Революции в здании бывшей Оперетты Потопчиной близ Никитских ворот и Бабанова перешла в труппу этого театра. В 1923 году Бабанова, работая одновременно в Театре имени Мейерхольда, дебютировала на сцене Театра Революции в роли Полины в «Доходном месте» А.Н. Островского в постановке Мейерхольда. Как пишут в книге «50 великих женщин» Виталий Вульф и Серафима Чеботарь: "Первой постановкой нового театра была пьеса Островского «Доходное место». Бабановой была поручена роль глуповатой и наивной Поленьки Кукушкиной. В этой роли Бабановой пригодилось ее замоскворецкое прошлое – говор, поведение, мысли Поленьки были безупречно подлинны. После премьеры 15 мая 1923 года «Доходное место» стало на долгие годы самым популярным спектаклем театра. Мастерство, талант Бабановой были сразу же оценены и критикой, и зрителями. Ее приветствовали как новую актрису – носительницу новой техники и новых идей. Имя Бабановой засияло над театральной Москвой."

Мария Бабанова в роли Дианы де Бельфлер
В роли Дианы де Бельфлер, «Собака на сене»
Мария Бабанова в спектакле Гамлет
Мария Бабанова в спектакле «Гамлет»

После спектакля критики стали писать о ней как о признанном мастере. Мария Бабанова стала ведущей актрисой Театра Мейерхольда. Однако сам Мейерхольд видел главной актрисой только свою жену – Зинаиду Райх. Так, например, когда Файко принес Мейерхольду пьесу «Учитель Бубус», где главная женская роль была специально написана для Бабановой, мастер передал ее Райх. При сем Мейерхольд изрек драматургу: «Вам, конечно, будет приятно узнать, что роль Стефки согласилась взять на себя Зинаида Николаевна». Бабанова же «удостоилась» второстепенной роли развратницы Tea в «Бубусе» и роли Бьенемэ в спектакле «Озеро Люль» Алексея Файко. Все же успех Бабановой затмевал Райх. Поэтому в 1927 году по инициативе самого Мейерхольда Бабанова покинула его театр. Собственно, в отношении Марии Бабановой великий режиссер вел себя и раньше просто по-свински.

С 1927 года Бабанова стала играть только на сцене Театра Революции. Для Бабановой тут же возобновили «Озеро Люль» и «Доходное место», для нее Файко написал новую пьесу «Человек с портфелем». В это время в Театр Революции пришел по-настоящему крупный, талантливый режиссер Алексей Дмитриевич Попов. В спектакле Попова «Поэма о топоре», посвященном жизни пролетариев, Бабанова зажигательно сыграла героиню времени – рабочую девчонку Анку. В другом спектакле «Мой друг» актриса в почти бессловесной роли инженерши Колокольчиковой сотворила чудо. Всего шестнадцать слов ей было отведено по тексту, но эти слова станут для публики главными во всей постановке. Эти слова – о любви и о тоске по любимому. Эта роль стала одной из театральных легенд Москвы и одним из шедевров Бабановой. Оба спектакля Попова имели огромный успех у зрителей.

На сцене Театра Революции (ныне Московский академический театр имени Владимира Маяковского) Бабанова создала свои выдающиеся роли - Гога («Человек с портфелем» А.М. Файко), Анка («Поэма о топоре» Н.Ф. Погодина), Джульетта («Ромео и Джульетта» У. Шекспира), Лариса («Бесприданница» А.Н. Островского) графиня Диана де Бельфлер («Собака на сене» Лопе де Вега), Таня («Таня» А.Н. Арбузова), Мари («Сыновья трёх рек» В.М. Гусева), и другие, которые вошли в историю русского театрального искусства XX века и в хрестоматию актерского мастерства.

Мария Бабанова в спектакле Старомодная комедия
Мария Бабанова в спектакле
«Старомодная комедия», 1973 год

После войны у актрисы были и новые удачные роли: Элизабет в спектакле «Круг» Сомерсета Моэма; виртуозно сыгранная купчиха Софья в спектакле «Зыковы» Горького. С возрастом Бабановой стало тяжелее менять амплуа своих героинь. Самой природой, давшей ей вечно молодой голос, девичью фигуру, юную душу, она не была предназначена для возрастных ролей. Она нашла выход, записываясь на радио. Уникальная мелодика бабановского голоса, умеющего передавать тончайшие психологические нюансы разных образов, сделали ее незаменимой на Студии звукозаписи. Здесь были поставлены и записаны поэтичные, наполненные глубоким философским смыслом сказки и притчи Г.Х.Андерсена, О.Уальда, А.С.Экзюпери. Сказки, прочитанные ее неземным голосом, можно услышать до сих пор.

В 1956 году в Ленинградском театре драмы имени Веры Федоровны Комиссаржевской Бабанова сыграла Мэгги в пьесе Джеймса Барри «То, что знает каждая женщина». В 60-е годы она сыграла бывшую актрису Александру Ильину в пьесе Арбузова «Нас где-то ждут», несколько ранее Раневскую в «Вишневом саде» Чехова и Лидию Самойловну (мать главной героини) в спектакле «Мария» Салынского. В 1971 она сыграла Москалеву в «Дядюшкином сне» по Достоевскому, сыграла невероятно и самозабвенно. В 1975 году великолепно исполнила роль Лидии Васильевны Жербер в «Старомодной комедии» Арбузова.

В книге «50 великих женщин» Виталия Вульфа и Серафимы Чеботарь сообщается: "Последней ее удачей была роль Жены в пьесе Эдварда Олби «Все кончено». Спектакль ставился во МХАТе – специально для Бабановой; ее партнерами были Ангелина Степанова и Марк Прудкин. Последнее сотворенное ими чудо театра, которое, к счастью, сохранилось, – спектакль был записан для телевидения, его можно увидеть. Все остальное пропало, исчезло без следа и хранится только в памяти людей, а людская память, к сожалению, не вечна…"

Мария Ивановна Бабанова умерла 20 марта 1983 года в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

Далее ► Ольга Чехова

Главная ► Мода и история театра