ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Фибула


Фибула (лат. fibula — шпилька, застёжка), металлическая застежка для одежды, одновременно служившая украшением; красивая булавка с безопасной иглой, помещенной на обратной стороне для крепления к одежде. Составные части самой простой фибулы — игла, дужка, или корпус, желобок (иглодержатель) и пружина, соединяющая иглу с дужкой. Фибулы использовались задолго до Рождества Христова и вплоть до XV века. Их внешний вид со временем значительно изменился. Вообще, фибула в XII-XV веков и в Европе, и на Руси это уже не столько украшение, сколько функциональный элемент одежды.

Фибула из Пренести

Фибула из Пренести, Praenestina Fibula. Италия

Фибулы использовались для крепления передников в женской одежде, для подвески бус и цепочек, для подвески амулетов и звенящих привесок. Интересна фибула с крючком XV столетия. Ее размер 1,5 х 3 см. и что подвешивалось на такой крючок можно только догадываться. Фибулы, выполненные из благородных металлов, инкрустированные драгоценными камнями, несомненно, образцы ювелирного искусства. Изготовление украшений в средние века было делом весьма трудоемким и ювелир, он же кузнец, кующий украшения, в прямом смысле вкладывал душу в изделия, с каждым ударом молотка.



Основным типом западноевропейских фибул всегда оставались фибулы кольцевидные с железными иголками. Железные иголки часто использовались даже на фибулах и пряжках из цветного металла, так как железо значительно прочнее. Возможно, в случае с кольцевидными фибулами это имело не столько практическую (нагрузка на иглы могла быть и невелика), сколько символическую, магическую нагрузку. Зачастую на них изображались какие-то астрономические символы, связанные с конкретными датами, небесными явлениями или календарными праздниками. Сама фибула выступает как образ небесного свода, или образ циклического времени, ежегодной смены времен года.

Наиболее простым видом кольцевидной фибулы является колечко, в которое всовывалась ткань, прокалывающаяся затем булавкой. Другой простой вариант — узкое колечко, с надетой на него иглой. Если колечко пошире, то на нем может быть нанесен какой-либо орнамент. Такие фибулы были широко распространены в Западной Европе в XII-XIII веках. В этот же период они появляются как в городах севера Руси, так и в сельской местности. Узор на фибулах мог быть как в форме треугольников и точек, так и в виде растительного орнамента, и в виде надписей латинскими буквами (это уже типично западноевропейский вариант).

Фибула камень змеевик  Фибула латунь

Фибула камень змеевик (слева) и фибула из латуни.

Еще одним, чисто европейским вариантом кольцевидных фибул были фибулы с изображениями рукопожатия, другими фигурными барельефами на плоскости кольца, и фибулы со вставленными в них стеклышками или самоцветами. На Руси такого типа фибулы, видимо, не делались и встречаются крайне редко. Зато на северо-западе Руси, в Карелии и на поборежье Финского залива, распространенным в XII-XIV веках был наиболее простой вид западноевропейской кольцевидной фибулы.

В средние века фибулы делались как ковкой, так и литьем. И это определялось не столько мастерством мастера, сколько имевшимся у него в наличии сырьем. Так, из руды, которую, чтобы добыть металл, все равно нужно плавить, рациональнее сразу изготовлять вещи литьем. Именно поэтому среди изделий из Скандинавии, богатой рудами цветных металлов, преобладают литые изделия. В случае, когда под рукой уже отлитые полуфабрикаты – бруски, прутки, проволока, небольшие листы металла, проще будет изготовить изделие ковкой. В Древней Руси не было собственных залежей меди, свинца, олова. Медь, бронза, латунь, олово и свинец доставлялись на Русь в виде прутков или слитков или в качестве металлического лома. Естественно, изготовление шло по пути наименьшего сопротивления. Иногда можно было просто немного обработать ковкой латунный или медный пруток, или медный лист — кусок медного котелка, например.

Фибула скифская  Фибула со змеями

Скифская лучковая фибула начало II века до нашей эры (слева).
Справа фибула кованая со змеями.

Разновидностей фибул достаточно много: подковообразные фибулы, лучковые, арбалетные, кольцевидные, витые; фибулы с треугольным и ромбовидным сечением, кованые и литые и так далее. Четко разграничить их невозможно так как кованая фибула может быть одновременно и подковообразной и треугольгого или ромбовидного сечения или, например, витой. В X-XI веках в Европе основным видом фибулы была подковообразная. На Руси такие фибулы использовались до XIV века. Подковообразная фибула может быть просто прикреплена к одежде, как современная брошка или значок. Но в древности их, как правило, использовали не только в качестве украшения но и в качестве конструктивного элемента одежды. Застегнуть разрез на горловине рубашки или запах «кафтана», застегнуть плащ или тканый пояс. Проще сказать, для чего сейчас используются «английские булавки» можно сделать при помощи средневековой подковообразной фибулы.

Самый красивый вид фибул, продержавшийся на Руси дольше всего — витые фибулы. Они использовались в Новгородской земле до XV века. Дело в том, что в X веке в моду уже стали входить литые пуговицы, пришедшие на Русь от кочевников. Постепенно пуговицы, как более удобный вид застежки, вытеснили фибулы, причем не только в русском, но и в западноевропейском костюме. Однако для некоторых народов фибулы оставались предметом национального костюма даже в XX веке. Фибула, например, характерна для женского этнографического костюма стран Балтии. Фибулы несколько модифицированного вида (силюгамы) являются частью этнографического костюма некоторых финно-угорских народов России. Но появились фибулы в костюме этих народов еще в эпоху средневековья.

Фибула ар-нуво  Фибула Скандинавия

Фибулы витые: из сплющенной медной проволоки стиля ар-нуво (слева)
и простейшая фибула из перекрученной проволоки со змеиными головами на концах.

Одной из разновидностей фибул являются фибулы треугольные и ромбовидные в сечении. Чтобы изготовить треугольную в сечении фибулу нужен пруток или проволока треугольного сечения. Чтоб ее сделать нужно изготовить специальный желобок треугольной формы в железной наковальне (сделать такой ровный желобок в условиях средневековой мастерской задача сама по себе непростая). А затем надо просто молотком «вколачивать» в этот желобок проволоку, пока она не примет треугольную форму. Из такой проволоки делали браслеты, перстни, головные уборы, нашивные на одежду украшения из проволоки с треугольным сечением. Фибулы, треугольные в сечении, встречающиеся на Руси, в Северной Европе и среди финнов Поволжья в XI-XIII века.

Фибула трехгранная в сечении

Фибула трехгранная в сечении с гвоздевидным наконечником

Фибула из скрученной проволоки

Старинная фибула из скрученной проволоки

Фибула гвоздевидный наконечник ромбовидная в сечении

Фибула с гвоздевидным наконечником, ромбовидная

Фибула с гвоздевидными наконечниками. Такая фибула не отливалась зацело, а делалась из прутка, порой скрученного или расплющенного. Иногда пруток был заклепан в месте соединения, а порой и просто сведен «внахлест». Гвоздевидные наконечники делались на специальном кузнечном приспособлении — гвоздильне. На такой же гвоздильне делались, кстати, и шляпки гвоздей, и головки клепок. Фибулы такого вида встречаются в Западной Европе и, скорее всего, использовались бедняками. В странах Балтии и на балтийском побережье Руси такие фибулы встречаются в сельских захоронениях.

В Средневековье в одежде эпохи готики появился аграф, сменив более простую по конструкции и оформлению фибулу, но не поглотив ее окончательно. В XIII веке он представлял собой крепление из петли и крючка, выполненное в виде венка из листьев, пластины, розетки, ключей, пронзенных сердец и прочее. К XIV-XV веку и в Западной Европе, как и на Руси, фибулы все больше вытесняются из одежды более удобными и дешевыми пуговицами. С другой стороны, самые «нарядные» виды западноевропейских кольцевидных фибул к XV веку окончательно переходят в разряд украшений и дают начало такому популярному виду современных украшений как броши.



При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .

Великие женщины XX века




Copyright 2011-2017 © SBL