«Правда жизни – единственный объективный критерий оценки пьесы», – утверждает Г. А.Товстоногов. Однако не секрет, что существует в литературе множество иногда весьма умелых имитаций правды и жизненности. Есть современность, но есть и злободневность, простой перечень фактов, составляющих приметы времени. Как тут не ошибиться? Как стать проницательным? Самый верный рецепт – быть человеком своего времени.
Почему стал любимцем десятилетия 1960-х годов молодой «Современник»? Можно назвать множество причин. Важнейшая – молодая, живая, активная связь с жизнью. В самых первых и ранних своих декларациях руководитель «Современника» Олег Ефремов заявлял о стремлении театра говорить о нерешенных и требующих решения проблемах современности. Так родилось и название коллектива, в котором был обозначен главный герой его будущих спектаклей. Так складывался и репертуар. Виктор Розов, Александр Володин, Константин Симонов, Евгений Шварц, Владимир Тендряков, Леонид Зорин, Михаил Шатров, Михаил Рощин, Александр Вампилов. Это не только лучшая и талантливейшая часть нашей современной драматургии, но еще и наиболее остро мыслящая, активно, дискуссионно ставящая проблему, действительно пронизанная подлинной жизненностью.
Театр «Современник». Актер Олег Ефремов в роли Федора Ивановича Бороздина в спектакле «Вечно живые» В. Розова. Постановка Олега Ефремова.
«Современнику» уже исполнилось двадцать лет. Какие бы сложные периоды, спады и взлеты ни переживал театр, он успел за двадцать лет сказать многое. По его спектаклям, по тем пьесам, которые составляли его репертуар, можно читать историю 50-70 -х годов. Удивляет полнота включения вопросов и проблем, которые действительно волновали всех нас в эти годы.
Здесь – живая память о войне как о вечном мериле высоты и самоотверженности человеческого духа («Вечно живые» В. Розова). Здесь стремление перелистать, осмыслить заново, пережить заново героические страницы освободительной борьбы поколений декабристов, народовольцев, большевиков («Трилогия» Л. Зорина, А. Свободина, М. Шатрова, к 50-летию Советской власти). Здесь сложные проблемы современной деревни, целый комплекс их, начиная с организационно-хо-зяйственных и кончая важными вопросами духа – знания и веры, просвещения и темноты, бесстрашия и страха («Без креста» В. Тендрякова). Здесь раздумья о судьбе современного молодого интеллигента («Назначение» А. Володина), о судьбе таланта, о радости осознания и утверждения художника («Старшая сестра» А. Володина).
Открытый и яростный бой мещанству, живучему, многоликому, опасному самой неистребимостью своей («Провинциальные анекдоты» А. Вампилова). Новое напоминание о войне, об эвакуационной страде, о героическом пути на Урал и на восток страны, где поднималась новая, могучая индустрия («Эшелон» М. Рощина). Повесть о первой любви, завершающаяся страстным раздумьем о достоинстве человека («Валентин и Валентина» М. Рощина). Перечень можно продолжить. Общее качество, соединившее все эти разные и разным авторам принадлежащие пьесы под сводами одного коллектива, – пронизанность их и одухотворенность современностью, горячая сопричастность жизни.
На перекрестке идейных и художественных исканий 1960-1970-х годов родился Театр на Таганке. Его начинающие актеры, ныне известные Алла Демидова, Зинаида Славина, Вениамин Смехов, Инна Ульянова, выпускники Щукинского училища, наследуя Вахтангову, обратились к трудной идее политического театра, сложной художественной форме.
Мы привыкли, чтобы жизнь на сцене была абсолютно похожа на жизнь реальную. А здесь молодые актеры как будто бы вовсе не старались добиться этой похожести. Они играли, как будто передразнивая своих персонажей, они и так и сяк – подшучивая, а то и всерьез, смеясь и вдруг гневно – показывали нам их. И краски, и контуры образов были гуще, резче, ударнее, чем в обычной жизни. И актеры вовсе «не растворялись», «не погружались» до конца в создаваемые характеры, а постоянно были в живом и непосредственном контакте с нами, ища у нас одобрения, поддержки, сочувствия или строгого суда происходящему.
С мастерством и свободой, поразительными для актеров такого юного возраста, играли выпускники-вахтанговцы свой политический спектакль о подлом старом мире рабства и наживы, переменить который, улучшить который способна не одна добрая Шен Те, а только совместные усилия многих сердец, многих воль. Молодые актеры играли «Доброго Человека из Сезуана» радостно, наслаждаясь, передавая нам свою радость.
Синтетическое искусство некоторых спектаклей сегодняшних наших театральных коллективов – разительный пример художественной новизны – новизны, временем рожденной. Временем 1960-х годов, которое открыло доступ ко всем художественным сокровищам, накопленным за десятилетия существования советского театра. Временем, которое создало особый климат, благоприятствующий самым дерзким художественным поискам, рождению новых театров, самой возможности человека круто и кардинально изменить свою творческую судьбу.
Театр существует в сложной связи прошлого, настоящего и будущего. Ничего нельзя повторить в искусстве. Скрупулезные повторы на сцене обречены на плачевную неудачу. Даже если повторы бывших удачных решений, повторы выдающихся спектаклей.
Далее ► Связь времен в современных спектаклях
Главная ► Мода и история театра