Л. Хейфецу в «Смерти Иоанна Грозного» очень важной была особая подсветка воздушного пространства сцены. Через свет, сгустившуюся и прозрачную синеву и рождалось ощущение холода и глыбистости воздушных масс. Очертания мощных объемов декораций размывались, стушевывались, теряли свою резкость. В синеве призрачно и тихо светили золотые купола, чудилась полустертая роспись, седина древности на стенах.
Актриса Элина Быстрицкая в роли Лидии Чебоксаровой
в спектакле Малого театра «Бешеные деньги»
по пьесе А. Островского. Постановка Л. Варпаховского.
Есть декорации, которые не существуют вне сценического освещения. Так, в прочном расчете на свет, на сложную и специфическую систему освещения оформляет спектакли в театре на Таганке Д. Боровский. Бесконечные преображения нескольких старых деревянных досок («А зори здесь тихие...») совершаются во многом еще и благодаря свету – движению света, контрастов, теней, пятен на их поверхности.
В «Гамлете» именно свет обеспечивает тяжесть, непроницаемость, глухую плотность занавеса, так же как и разреженность, прозрачность, гибкость его ткани.
Свет на сцене спектакля находит поддержку и продолжение в его звуковой партитуре. Огромную роль живых и жизненных звучаний – щебета птиц, шума дождя и ветра, ночных шорохов, стрекотания сверчка, дорожного колокольчика, печально замирающего в бесконечной дали, – открыл Художественный театр (на старой сцене грохотал лишь условный театральный гром, а в паузах наступала мертвая и глухая, какой не бывает в жизни, тишина).
Далее ► Шумовое и звуковое оформление спектакля
Главная ► Мода и история театра