История моды маски куклы костюма

Репетиционное мастерство режиссера

Репетиции на сцене, когда уже готова декорация (справедливо будет отметить, что в театре ее могут изменять вплоть до самой премьеры), когда композитор (отсидевший бессчетное число часов на репетиции и в тишине и замкнутости своего рабочего кабинета) принес уже готовую музыкальную партитуру, репетиции на сцене – завершающий этап работы над спектаклем. Здесь все шлифуется, доводится до кульминации, до предельной ясности, выразительности. Здесь все части, все компоненты коллективного творения – спектакля сводятся воедино: актерская игра, художественное оформление, музыка, бутафория, свет, грим, шумы. Отрабатывается четкость в перемене декораций и реквизита, точность и слаженность световой партитуры, режиссер проводит несколько специальных монтировочных репетиций.

Затем следуют рабочие прогоны спектакля без публики, прогоны на труппе, закрытые просмотры. Наконец – первая генеральная, которая по справедливости названа адовой, генеральная на публике, перед заполненным залом, накануне премьеры.

Режиссер Ленский в кругу актеров и учеников
Режиссер Ленский в кругу актеров и учеников
(В. Н. Рыжова, Е. Д. Турчанинова, В. Н. Пашенная и др.)

Были в истории нашего театра периоды, когда репетиционное застолье, «великое сидение» над пьесой продолжалось неоправданно долго, разрасталось до противоестественности. Одно время за это критиковали Художественный театр, Малый театр, а также Новый театр (филиал Малого) великого русского актера, режиссера и педагога Александра Павловича Ленского. Сегодняшний застольный период репетиций сведен к минимуму. Режиссер стремится как можно скорее поднять актера со стула, вывести его на площадку, заставить действовать.

Репетиционное мастерство – особое умение, дар подлинного режиссера. Анатолий Эфрос вспоминает, что первые, начальные репетиции в Центральном детском театре были для него мукой, страданием. Он говорил себе: опять я должен идти к этим ужасным людям – актерам. А они – опытные, столичные, известные – не принимали дебютанта, недавнего студента ГИТИСа. Приходилось общаться через «старшую» и «маститую» Марию Осиповну Кнебель, которая в то время была главным режиссером ЦДТ.

Пролетели годы, наступила творческая зрелость. И теперь Анатолий Васильевич Эфрос признается: репетиция – любовь моя... Репетиции – радость, режиссерский восторг, вдохновение. Любовь к многим и разным актерам. Особое – тонкое, сложное, бережное отношение к ним. «Целая наука», где и «ласковость», и юмор, и «железная воля», где режиссер выполняет роль некоего массовика: «надо стоять среди актеров на сцене и говорить, чтобы все слышали», чтобы, когда «репетируешь с двумя, пятнадцати остальным должно быть интересно».

К первой встрече с актерами за столом, к началу репетиций режиссер уже очень многое знает о будущем спектакле, о каждом персонаже. У него уже есть решение, есть идея. Их он изложит на первом собеседовании с актерами. Но – далеко не все и не до конца и не в форме безоговорочного диктата, указа. Далее, в процессе совместной работы он при помощи чисто своего репетиционного мастерства будет постепенно вести актера к намеченной цели, не форсируя процесс, не добиваясь мгновенного результата.

Есть разные способы ведения репетиций. Режиссеры, бывшие или продолжающие быть играющими актерами, любят прибегать к показу. А есть и очень большое число таких, которые главную силу своего воздействия на актера видят в объяснении, в подсказе ему, в намеке, который дает направление мысли актера, помогает ему найти верный ритм, верное самочувствие, живую и свежую интонацию.

Далее ► Репетиции методом показа роли

Главная ► Мода и история театра